Компания "Оператор ГТС Украины" 27 апреля выставила на аукцион незадействованные мощности своей ГТС объёмом 63 млн. кбм. в сутки на май месяц. Однако "Газпром" проигнорировал проводившиеся торги, а других желающих, включая всех европейских трейдеров, не нашлось. Учитывая то, что прошедшая зима в Европе была необычно холодной и газохранилища (ПХГ) опустели, российская компания закупала в предыдущие месяцы текущего года дополнительные объёмы на транзит 15-ти млн. кбм. в сутки. Теперь судя по всему этот "атавизм" будет обрезан и бюджет "незалежной" понесёт ощутимые потери. Кроме этого российский холдинг объявил о первоочередном наполнении европейских ПХГ, отодвинув на второй план Украину, которая всегда пользовалась приоритетом на правах ключевого транзитёра.
Как известно, в 2021 году "Газпром" по контракту, заключённому в последние дни уходящего 2019 года, обязан прокачивать через ГТС Украины объёмы газа не ниже 40 млрд. кбм.,, при этом уменьшив транзит по сравнению с предыдущим 2020 годом на 25 млрд. кбм. Это значит, что в сутки по украинской газо-транспортной системе должно теперь прокачиваться 110 млн. кбм. углеводородов вместо 168 млн. Украина же решила воспользоваться кризисным положением в Европе с газом и предложила высвободившиеся мощности, надеясь получить при этом с "Газпрома" на 6$ выше контрактной ставки за транзит одной тысячи кубометров газа. Но Москва ясно дала понять , что Киев не получит ничего сверх положенного по контракту.
Рассчитанный на пять лет контракт, с условием "качай или плати", Российская сторона вынуждена была подписать из-за введённых санкций США против строительства "Северного потока -2" Представители "Нафтогаза" преподносили заключение сделки как свою окончательную победу в битве за транзит, а топ-менеджеры поспешили выписать себе многомиллионные премии. Шутка ли, что загнанный в угол "Газпром" гарантированно проплатит 7,2 млрд.$, а дополнительные объёмы прокачки (полагая, что у России другого выхода нет) будут оплачиваться по повышенным на 20% тарифам. Эйфории добавляли и 2,56 млрд.$ выплаченных российской компанией "Нафтогазу" по решению Стокгольмского арбитража. "Свидомые" могли бы гордится своими юристами, но вот только "перемога" оказалась "пирровой", так как уже тогда эксперты предрекали грядущий упадок украинского транзита.
Звонок прозвучал уже в 2020 году, когда через украинские ГТС было прокачано российского газа на 10 млрд. кбм. меньше, чем должно быть по контракту. И хотя оплату "Газпром" произвёл согласно договора в полной мере (как за 65 млрд. кбм.), выяснилась тенденция к перенаправлению газовых поставок в обход Украины. Так с вводом в эксплуатацию "Турецкого потока" мощностью 31,5 млрд. кбм., к которому уже подключились Болгария, Румыния и Сербия. На очереди Венгрия, через которую в Австрии южная ветвь газопровода объединится с "Северным потокои" минуя Украину. После этого список стран заинтересованных в украинском транзите сведётся к Молдавии и Словакии потребляющих незначительные объёмы.
В то же время "Северный поток" и газопровод "Ямал" проходящий через Польшу работали на полную мощность. Таким манером российская сторона выиграла на транспортных расходах, так как стоимость транзита по СП-1 в 2 раза, а по польской территории в 3 раза меньше, чем обходится прокачка газа по украинской "трубе". Тем более "Газпром" является совладельцем этих трубопроводов и практически оплачивает только половину тарифной ставки за транспортировку своих углеводородов.
Предугадывая ненужность ГТС Украины в скором времени, украинский истеблишмент внезапно "прозрел" и пришёл к выводу, что и США намеренно обостряют обстановку в "незалежной", для того чтобы увеличить поставки своего СПГ в Европу. Об этом уже открыто заявляют ведущие украинские эксперты в области энергетики. "Американцы могут дестабилизировать ситуацию на Украине разве что для того, чтобы нарастить поставки своего сжиженного газа в Европу" - так отреагировал на последние события сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. Если это так, то действия американцев лишь подтолкнут европейцев к ускоренной реализации проекта СП-2. В таком случае ГТС Украины окажется в положении "пятого колеса в телеге", Ведь по окончанию действующего контракта Киев вынужден будет доказывать право на транзит газа в борьбе с конкурентами, предлагая лучшие условия для его транспортировки, но уже на условиях российской стороны.