Не меньшей чем оригинал, которым они были вдохновлены.
Едва ли сейчас кто-то отважится поспорить, что такое культурное явление как фанфикшн уже давно вышло из рамок простого фанатского творчества и обосновало свою собственную нишу с законами и иерархий. А сами фикрайтеры в состоянии диктовать свои собственные условия в договорах на многомилионными контрактами с издательствами и киностудиями.
Буквально 10 лет назад такое было невозможно даже представить, ведь фанат это в первую очередь потребитель, как бы цинично это не звучало, и что он в состоянии дать любимой звезде, фильму или персонажу, кроме как финансовую и моральную поддержку? Возможно, фанатское творчество так бы и оставалось просто творчеством без намека на коммерцию, если бы количество заинтересованных в нем поклонников в один миг не увеличилось до астрономических цифр, что в свою очередь привлекло людей, которые увидели в этом отличный вид заработка.
Первая ласточка такого успеха нам всем хорошо знакома. Фанатка «Сумерек» Эрика Митчел – она позже станет Э. Л. Джеймс – запостила на одном из сайтов свой БДСМ фанфик об отношениях Эдварда и Бэллы, сдобрив его эротическими сценами, которых так не хватало в оригинальном романе Стефани Майер. Вскоре ажиотаж вокруг ее работы подарил миру сначала книгу «50 оттенков серого», а затем и целую серию, которая, прости Господи, разошлась по земному шару быстрее, чем серия о Гарри Поттере. Парад творческого везения британки продолжился ожидаемо – голливудской экранизацией романа в 2015 году со всеми вытекающими сиквелами, которые были разделены на несколько фильмом ради коммерческой выгоды. И нужно сказать, что кино получилось лучше, чем книги. И в этом нет заслуги режиссёра, кастинга, просто Э. Л. Джеймс никудышная писательница, хотя профессиональная фанатка, которая нащупала ту самую жилу, которая заставила сначала читать ее «произведение» а затем и идти на него в кинотеатры. Ведь какой девушке не хотелось бы оказаться на месте Бэллы-Анастейши, в которую влюбился испорченный миллиардер, у которого проблемы со всем на свете, кроме денег? К тому же, когда ты ждешь того единственного, который увидит в тебе не такую как все и благодаря тебе переживет совершенно новый опыт – во всех смыслах этого слова. В этом то и есть успех фанфика – беспроигрышная тема любви, поданная в формате от первого лица, чтобы каждый из нас смог, ходя бы на время чтения, поставить себя на место счастливицы.
Вообще Э. Л. Джеймс не первый фикрайтер в истории, в свое время фан-творчеством занималась Шарлотта Бронте, Уильям Теккерей и даже Гете – Фауст как персонаж не был придуман писателем, зато стал главным героем его одноименного произведения. Авторы, в основном, проливали свет на события в жизнях любимых персонажей, которые упускал оригинал, либо исправляли сюжетные линии, которые не нравились читателям. Ох, как нам это знакомом!
Но вернемся в современность, точнее в недавнее прошлое. Помню, как в 2013 году читала кустарный перевод фанфика «После» о неконтролирующем свою агрессию Гарри Стайлзе и его токсичных отношениях с девушкой по имени Тесса в самой многочисленной группе о One Direction – сейчас это можно без проблем сделать на фикбуке – и не дочитала. Уж очень странным было ассоциировать милашку Стайлза с парнем, который лупит других парней на право и на лево, испытывает проблемы с отцом, и при этом отлично разбирается в литературе. Но эта история пришлась по вкусу очень многим и уже в 2014 году сменив имена Гарри, Луи, Найла, Лиама и Зейна, на более броские (Гарри стал Хардином, к примеру) дабы избежать проблем, ведь продюсеры и адвокаты 1D не зря едят свой хлеб – об этом вы можете прочитать здесь – Анна Тодд выпустила свой первый роман.
К слову, первая часть практически ничем не отличается по сюжету от фанфика. Даже татуировки Гарри и Хардина по описанию совпадают.
Тодд оказалась необычайно плодовита, и буквально за год выпустила еще 3 части романа. А вот в них сюжеты с фанфиком уже ощутимо разняться. У «После» не было такого ощутимого ажиотажа как у тех же 50 Оттенков Серого, потому что история была выпущена преимущественно для подростковой аудитории = фанатов One Direction, а значит, ни в коем случае не могла содержать настолько откровенные сцены как в «Оттенках», что и не привлекло дополнительную аудиторию. Тем не менее, на сегодняшний момент вышло уже две части экранизации, а в ближайшие годы выйдет еще две – они уже находятся на стадии постпродакшэна. Фильмы приносят ощутимый доход, хоть и не такой баснословный как у Э. Л. Джеймс. Жалеет ли Тодд о том, что добавила мало эротических сцен в свой роман, к которому было бы привлечено гораздо больше внимания – не известно. Как относится сам Гарри Стайлз к использованию его образа тоже. Зато понятно, что перед нами подростковый роман, который найдет свою аудиторию, и надеемся, даст многим понять, что, любовь это далеко не всегда пони и единороги, а болезненный абьюзивные и моральное истощение, которое авторами очень часто подается в романтической обертке.
Думаю, вы слышали о серии книг «Орудия Смерти», написанной американской писательницей Кассандрой Клэр. Ее детище единственное из подборки, которое приняло большой творческий масштаб и всего за несколько лет разрослось из фанфика по Гарри Поттеру в абсолютно новый мир Сумеречных охотников с проработкой, не уступающей самым большим фантастическим вселенным. Удивительно, но именно эта история, на данный момент, имеет наименьший успех, может как раз по тому, что связь с оригиналом здесь менее всего заметна. Все началось с того, что в начале 2000-х Клэр написала трилогию фанфиков о Драко Малфое (ориг. Draco Dormiens, Draco Sinister, and Draco Veritas). Она имела большой успех, Клэр моментально стала очень популярной личностью в фэндоме. Но что-то пошло не так, и ее же читатели обвинили писательницу в плагиате, разглядев в тексте фанфика копирования произведений других авторов. Это сейчас все бы сочли такой шаг писательницы отсылкой и цитированием любимых произведений, но на дворе двухтысячные, и за такой проступок работу Клэр, она на тот момент уже включает в себя более полутора тысяч страниц, просто безжалостно удаляют с FanFiction.Net.
Но там, где закрывается одна дверь, непременно открывается другая и уже через несколько лет Кассандра Клэр становится профессиональным автором и выпускает свою первую книгу «Орудия Смерти. Город Костей». История переработана так, что от трилогии о Драко ничего не остается. Ну, разве что образ Джейса, практически неотделим от образа Драко. Оба платиновые блондины из знатных семей, с высокомерным характером, любовью к кожаной одежде и проблемами в общении с отцом, и оба влюбляются в рыженькую девушку– упс!СПОЙЛЕР.
Всего за 10 лет Клэр успела выпустить 6 книг в этом цикле, и на данный момент она продолжает развивать свою вселенную. В разработке находится другая серия. На данный момент писательница выпустила еще несколько серий по сумеречным охотникам, всего количество книг перескочило за три десятка. Мы честно пыталась разобраться в них, но… не получилось. Жаль, что такая большая вселенная, хоть и построенная на базе Гарри Поттера – к которому мы вечно возвращаемся в этой статье – не выходит за рамки книг, хоть, история и получила целых две экранизации, в виде фильма и сериала, но не добилась успеха, хотя бы отдаленно похожего на успех Оттенков или После. Возможно в этом вина самой писательницы, которая не посчитала нужным, либо просто не смогла контролировать подготовку и процесс съемок фильмов, как это делала та же Э. Л. Джеймс, стоявшая на смерть за каждое слово, которое она хотела видеть в экранизации. У Кассандры Клэр очень часто не было информации даже о сценах, которые снимаются, об этом она не раз писала в своем твиттере.
Достойны ли эти фанфики участи, которая выпала на их долю, решать вам, но бесспорно то что, их успех, вышедший далеко за пределы фандома – случай феноменальный. Ведь это дает надежду на то, что друге суперталантливые фикрайтеры, которых немало, состояться в профессии, а их детища будут коммерчески успешны, уже на радость их собственным фанатам.