В США идут обсуждения закона об ограничении конституционного права граждан Америки носить оружие. Из -за участившихся случаев массовых расстрелов необходимость этой меры очевидна. Однако пока Байден хочет заручиться согласием республиканцев, выступающих против подобных преобразований. По примеру Обамы он ищет компромисс. Сможет ли новый президент США не разменять содержание своих реформ на лояльность политических противников?
Президент США призвал Конгресс проголосовать за реформы, которые вызовут неодобрение со стороны республиканцев. Байден хочет ограничить продажу огнестрельного оружия. Станет ли он упорствовать до победного конца?
Конгресс поставил точку во второй процедуре импичмента Дональду Трампу. Теперь он может заняться рассмотрением законопроектов, на принятии которых настаивает новая администрация. 14 февраля Джо Байден призвал членов обеих палат парламента «без промедления» «одобрить разумные реформы, касающиеся огнестрельного оружия».
Массовые расстрелы в школах
Это день является трёхлетней годовщиной стрельбы в лицее «Парклэнд» во Флориде. В 2018 году 19-летний Николас Крус, годом ранее исключённый из этого учебного заведения за неоднократные нарушения дисциплины, явился в свою бывшую школу. С собой он принёс полуавтоматическое оружие, которое ему удалось купить, несмотря на проблемы с психикой. Итог – 17 убитых, в том числе 14 лицеистов.
Несколько недель спустя старшеклассники организовали «Марш в защиту наших жизней». Они потребовали от властей и лично от Дональда Трампа принять необходимые меры. Эмма Гонсалес, одна из выживших свидетелей трагедии, приняла участие в акции. Она является одной из основателей ассоциации Never Again MSD (MSD – Marjory Stoneman Douglas, название лицея). В ходе марша было объявлено молчание в течение шести минут и двадцати секунд. Именно столько длилась расправа. Затем эта молодая американка кубинского происхождения принялась опровергать один за одним аргументы оружейного лобби, NRA (National Rifle Association). В то время оно пользовалось поддержкой президента. Семь раз она произнесла резкие слова: «We call B.S.» («B.S.» – это «bullshit», «глупость»). «Мы называем это глупостями». «Поборитесь за наши жизни, пока за вас не взялся кто-нибудь другой!» Такими призывами закончила она свою речь.
Оружейное лобби
С тех пор, как разыгралась эта, уже не первая драма, в американском законодательстве ничего не изменилось. Вдобавок администрация Трампа выразила полную солидарность с политикой «невмешательства», проводимой NRA. Новый президент намерен изменить ситуацию. А именно – ввести обязательные проверки биографии и здоровья «для всех потенциальных покупателей оружия». Также он планирует запретить продажу автоматов и оружия с зарядным механизмом высокой мощности. Кроме того, Байден призвал «положить конец неприкосновенности тех, кто производит оружие, кто выводит боевое оружие на наши улицы, прекрасно осознавая сложившуюся ситуацию».
Соотношение сил в правительстве США
Демократам принадлежит большинство мест в Палате представителей и в Сенате (за счёт права решающего голоса, которым обладает Камала Харрис). Но, несмотря на это, им придётся столкнуться с противодействием, а то и с обструкцией со стороны республиканцев. Особенно это проявится в важном для их оппонентов вопросе об «идентичности», связанном с конституционным правом ношения огнестрельного оружия. Возможно, то же самое произойдёт и при обсуждении других законопроектов. Это проекты законов о двукратном увеличении минимальной зарплаты, которая должна составить 15 долларов в час, и о плане восстановления экономики на сумму около 2 000 миллиардов долларов. Также предлагается закон об оформлении документов для 11 миллионов нелегалов.
Чтобы затруднить процесс, республиканцы могут использовать так называемый «filibuster» (блокировку). Из-за этого которого дебаты затянутся до тех пор, пока решение не будет одобрено 60-ю сенаторам. А у демократов нет возможности заручиться такой поддержкой. В то же время демократам достаточно простого большинства голосов, чтобы принять эти законы в том виде, в каком они есть. Это означает, что демократы смогут выйти сухими из воды. Но пока Джо Байден предпочитает искать пути к «обоюдоприемлемому» консенсусу.
Таково было золотое правило Барака Обамы. Он прибегал к «компромиссам», соглашаясь на изменение сути крупных законопроектов. В частности, при реформировании здравоохранения. Его главной задачей было не потерять ни единого голоса республиканцев. Теперь Овальный кабинет занял его бывший вице-президент. Правда Байден сказал, что ничто не помешает ему добиться принятия законов, «нужных для страны». Возможно, это означает, что он способен учиться на ошибках Обамы.