«Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришёл час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшёл и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.» (Ин. 13: 1-5).
Вспоминаем последние события перед крестной смертью Спасителя и Его светлым Воскресением. Господь совершил со Своими учениками Тайную Вечерю, на которой Он с учениками праздновал Иудейскую Пасху. На этой Тайной Вечери, Господь дал ученикам важные наставления и уроки, которые относятся и ко всем нам. Во-первых, Господь показывает Своим ученикам и всем нам урок смирения и служения ближним. Он показал им Своим примером, что служение ближним, кротость – это вовсе не унизительно для человека, но наоборот говорит о его силе духа и любви: «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.» (Мф. 20: 25-28). И в другом месте Христос говорит: «итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18: 4). Если вспомнить сказку «Репка», то там говорится: «…Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку — Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, Кошка за Жучку, Жучка за внучку, Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку — Тянут-потянут — и вытянули репку.» Именно, когда позвали самую маленькую мышку, то вытянули репку, а до этого не могли. «Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок.» Пословица. Пётр, из скромности и уважения к Господу и непонимания Его действий говорит: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек.» (Ин. 13: 6-8). Но Господь упрекает Его в этом, и этим показывает ученикам и нам, что надо слушаться Господа во всём, даже, если Его действия нам и непонятны до конца, но потом они будут ясны: «Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.» (Ин. 13: 8-9). Так бывает и в том случае, когда человек не понимает действия Промысла Божия над ним, но позже выясняется, что это было необходимо, и всё случается к лучшему, поэтому надо доверится Богу. Среди учеников присутствует и Иуда Искариот, который предал Христа. Господь и ему умывает ноги, показывая, что мы должны относиться к ближним с любовью, терпением, кротостью, служить им, не зависимо от их отношения к нам. Что не должно их отношение к нам помешать нам исполнять заповеди Божии о любви к ближним и служении им. Так как Господь дал нам заповедь о любви не только к друзьям, но и к врагам. И это говорит об истинной любви, духовной, не поддающейся изменениям от внешних обстоятельств. Господь намекал Иуде, что Он знает о его планах, тем самым хотел привести его к покаянию: «Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты.» (Ин. 13: 10-11). Затем Господь объясняет ученикам смысл Его действий, что Он, будучи их Учителем послужил им, и они, а значит и мы, должны брать с Него пример: «Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его.» (Ин. 13: 13-16). По Слову Божьему: «Так будут последние первыми, и первые последними» (Мф. 20: 16).
В первое Своё Пришествие Господь явился, как Спаситель, Учитель, Искупитель. Он дал нам Своё Слово, которое мы должны исполнять, показал всё на Своём примере: «Если бы Я не пришёл и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своём.» (Ин. 15: 22). Во второе же Своё Пришествие, Господь придёт как Судия, в Славе, со святыми Ангелами, и каждый даст ответ по своим делам, в соответствии с Его Словом, и исполняющие Его Слово наследуют Царствие Небесное: «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день.» (Ин. 12: 48). Поэтому Христос говорит Своим ученикам и нам: «Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.» (Ин. 13: 17). А то, что Слово Божие истинно, мы можем сделать вывод, из того что Господь предсказал то, что будет ученикам, что один из них предаст Его. И это было предсказано у пророков. «Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: «ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою». Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я. Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня.» (Ин. 13: 18-20).
На Тайной Вечере Господь установил Таинство Причастия (Евхаристии), которое совершается до сегодняшнего дня в храмах. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Моё. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.» (Мф. 26: 26-28). Приобщающийся Христовых Тайн показывает свою веру в то, что за Него умер Христос, и благодаря Его жертве, он спасается. Этой крестной жертвой Господь показал Свою любовь к нам, был верным даже до смерти: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.» (Ин. 15: 13). И также призывает Своих учеников и нас всех, иметь любовь между собою: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.» (Ин. 13: 34-35). Помимо любви, нужно иметь и смирение, осознание своей греховности, чтобы надеяться более на Бога, нежели чем на себя. Пётр имел любовь к Господу, но не знал до конца себя, поэтому говорил: «Господи! куда Ты идешь? Иисус отвечал ему: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною. Петр сказал Ему: Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? я душу мою положу за Тебя.» (Ин. 13: 36-37). На что Господь отвечает ему: «душу твою за Меня положишь? истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды.» (Ин. 13: 38). Господь лучше знает нас и на что мы способны, поэтому надо доверять Ему, и надеяться более на Милость Божию, чем на себя и свой ум: «без Меня не можете делать ничего.» (Ин. 15: 5).
Господь открывает Своим ученикам, что Бога можно познать и прийти к Богу, только через Него: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: «покажи нам Отца»?» (Ин. 14: 6-9). Ещё Господь сказал ученикам и нам, что есть истинная любовь к Богу – и эта любовь выражается в исполнении Его заповедей: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.» (Ин. 14: 23). Тех, кто соблюдает Его Слово Господь называет друзьями: «Вы — друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.» (Ин. 15: 14). Сказал также, что пошлёт им Духа – Утешителя, наставляющего на всякую истину, но которого к сожалению мир не принимает: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.» (Ин. 14: 16-17). «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.» (Ин. 14: 26). Господь также предупредил учеников и всех Его последователей, что в мире они будут иметь скорбь, но всё это обернётся радостью, чтобы мы не соблазнялись при скорбных обстоятельствах: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир.» (Ин. 16: 33). «Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились.» (Ин. 16: 1). Вот такие наставления Господь дал всем нам перед Голгофой, которые нам нужно помнить и исполнять.
«Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. И Я открыл им имя Твоё и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них.» (Ин. 17: 25-26).