Найти в Дзене
Mantropology 🏆

Как Тургенев и Толстой 17 лет пытались сразиться на дуэли

Недавно не без удивления узнал, что два русских классика – Лев Толстой и Иван Тургенев – собирались стреляться. Причем по совершенно дурацкой, надуманной причине. Спешу поделиться этой историей с вами.
Что случилось
В мае 1861 года Толстой и Тургенев гостили у другого русского классика, Афанасия Фета (по совпадению я совсем недавно писал о его грустной судьбе). По ходу беседы жена Фета спросила у
Оглавление

Недавно не без удивления узнал, что два русских классика – Лев Толстой и Иван Тургенев – собирались стреляться. Причем по совершенно дурацкой, надуманной причине. Спешу поделиться этой историей с вами.

Что случилось

В мае 1861 года Толстой и Тургенев гостили у другого русского классика, Афанасия Фета (по совпадению я совсем недавно писал о его грустной судьбе). По ходу беседы жена Фета спросила у Тургенева про новую воспитательницу его дочери – гувернантку из Англии. Дальнейшие события подробно описаны самим Фетом:

Тургенев стал изливаться в похвалах гувернантке и, между прочим, рассказал, что гувернантка просила Тургенева определить сумму, которою его дочь может располагать для благотворительных целей.
— Теперь, — сказал Тургенев, — англичанка требует, чтобы моя дочь забирала на руки худую одежду бедняков и, собственноручно вычинив оную, возвращала по принадлежности.
— И это вы считаете хорошим? — спросил Толстой.
— Конечно, это сближает благотворительницу с насущною нуждой.
— А я считаю, что разряженная девушка, держащая на коленях грязные и зловонные лохмотья, играет неискреннюю, театральную сцену.
— Я вас прошу этого не говорить! — воскликнул Тургенев с раздувающимися ноздрями.
— Отчего же мне не говорить того, в чем я убежден? — отвечал Толстой.
Не успел я крикнуть Тургеневу: «Перестаньте!» — как, бледный от злобы, он сказал: «Так я вас заставлю молчать оскорблением».

Дуэль длинной в 17 лет

Когда все разъехались, Толстой написал Тургеневу письмо, где требовал извинений за сцену у Фета. Тургенев не стал обострять конфликт и удовлетворил его требование в очень сухой форме. Писатель добавил, что после этого случая не хочет больше иметь с Толстым никаких отношений.

На этом все могло бы и закончиться, но из-за ошибки посыльного Толстой так и не получил извинения Тургенева. Тогда разозленный Лев Николаевич снова написал Тургеневу. На этот раз он вызвал оппонента на дуэль. В письме Толстой сразу дал понять, что желает настоящего поединка, а формальные выстрелы в воздух и примирение с шампанским его не интересуют. Причем для дуэли Толстой предложил очень необычное оружие – он хотел стреляться на ружьях.

Тургенев принял вызов, но странные правила Толстого не оценил. Иван Сергеевич заявил, что будет стреляться только по всем дуэльным правилам: с секундантами и на пистолетах. Толстой увидел в этом слабость оппонента и написал ему в ответ:

Вы меня боитесь, а я вас презираю и никогда дела с вами иметь не хочу
 Толстой и Тургенев на групповом фото
Толстой и Тургенев на групповом фото

Мир, дружба, Ясная Поляна

Через год после ссоры Толстой написал Тургеневу примирительное письмо, но тот еще не отпустил ситуацию и все ждал дуэли. Только спустя долгие 17 лет Толстой все же решил поставить точку в этом дурацком конфликте и снова написал Тургеневу письмо, на этот раз пропитанное дружелюбием:

Искренно, если вы можете простить меня, предлагаю вам всю ту дружбу, на которую я способен. В наши года есть одно только благо — любовные отношения между людьми. И я буду очень рад, если между нами они установятся.
Гр. Л. Толстой

Из воспоминаний литературного критика Анненкова мы знаем, что, читая это, Тургенев растрогался и искренне заплакал. К тому времени он уже долго жил на чужбине и сильно поменял свои взгляды на жизнь. Он тут же написал Толстому такой ответ:

Любезный Лев Николаевич, я только сегодня получил Ваше письмо... Оно меня очень обрадовало и тронуло.
С величайшей охотой готов возобновить нашу прежнюю дружбу и крепко жму протянутую мне Вами руку

Летом 1876 года писатели снова встретились: Тургенев приехал в Ясную Поляну и провел в гостях у Толстого несколько дней. О своем надуманном конфликте они даже не вспоминали. А вам как кажется: кто-то из писателей был прав или в этом споре изначально не было смысла?