Изделия из стекла, производимые в Венеции очень высоко ценились в Европе. Сосуды поражали своей прозрачностью, хрустальные зеркала считались верхом роскоши.
Желание увидеть свое отражение в "волшебном стекле", как тогда называли зеркала, и похвастаться перед гостями в средневековой Европе было настолько велико, что баже монархи залезали в государственную казну. Зеркала в то время стоили баснословных денег. Кстати, расцвет косметики и парикмахерского искусства начался именно с того времени. Многие правители хотели наладить производство зеркал в своей стране, но венецианцы свои секреты держали в строжайшей тайне. Они даже не позволяли вывозить сырье. Самим мастерам, под страхом смертной казни, запрещалось покидать пределы Венеции.
Стеклоделие, как промышленность, зародилось в Венеции еще в VIII веке. Вплоть до XIII, стекольные мануфактуры находились в самой Венеции. Сотни мастерских, которые находили в буквальном смысле друг на друге, не только конкурировали, но и становились причиной пожаров. Именно эти пожары побудили правителей славного города задуматься, куда спрятать производство. Выбор пал на остров Мурано, который находился всего в 2 км от Венеции. Этот выбор был сделан не случайно - со всех сторон вода, все проглядывается, легко охраняется. Ни каких контактов с внешнем миром. Мурано был идеальным местом, где можно было следить за мастерами, сохранять профессиональную тайну и, конечно же, собирать налоги.
И вот с XIII венецианское стекло стало называться муранским. Но суть от этого не изменилась - качество осталось на прежнем уровне, а секрет производства был по-прежнему не доступен.
Министр Франции Кольбер отличался своей изобретательностью в отстаивании интересов своей страны. Ему давно хотелось сделать подарок Людовику XIV - приобрести секрет муранских зеркал и наладить их производство во Франции. Суммы, которые платили за муранские зеркала, сводили просто с ума. Для примера, "Волшебное зеркало размером 115х65 см стоило 68 тысяч ливров. Картина Рафаэля таких же размеров стоила всего 3 тысячи.
Шпионы докладывали Кольберу, что остров хорошо охраняется, мастера на материк не выезжают. Украсть секрет невозможно.
Такая ситуация Кольбера не устраивала. И вот он придумал решение проблемы. Прежде всего министр запретил опытным ремесленникам покидать Францию. А вот приглашенным мастерам он обещал всяческие блага и низкие налоги. Далее он отправил своих самых надежных людей с тайной миссией на Мурано - они должны были подкупить несколько лучших стекольщиков.
Эта тайная операция завершилась успехом. Через несколько лет в небольшом французском местечке Тур ля Виль появилась первая зеркальная фабрика. Она и положила конец 400-летней монополии "волшебного стекла" с острава Мурано.