Пока я перечитывала "В дороге" Керуака, у меня из головы не выходили три слова: динамика, звук, распад.
Он сразу сажает тебя в свою компанию и без прелюдий начинает рассказывать про каких-то людей, как будто это ваши общие знакомые с позапрошлого года, и эта динамика втягивает в текст легко и непринужденно. Это так и называется: спонтанная проза. Она не то чтобы разговорная, она устная, звучащая, и при этом литературная и поэтичная. И очень телесная.
Поэтому звук - много аллитераций, много повторов, интонирование диалектов, а уж эти знаменитые джазовые пассажи, где слово звучит в ритме вопящего саксофона...
И распад - всё это обречено и не имеет смысла, не стремится к какому-то финалу или развязке, оно просто есть вот сейчас, каждым моментом, ты либо это читаешь, либо не читаешь, больше никакой цели в тексте нет, только конец. Он просто хочет быть - и одновременно перестать быть, прозвучав.
В такой текст сложно не влюбиться, к добру или к худу. Андрей Щетников, специалист по американской поэзии и автор вышедшего недавно в Издательстве "Чтиво" нового перевода, явно влюблён: так трепетно относится к тексту, что передаёт его слово за слово, отчего в русском он иногда перестаёт быть естественным и лёгким. Так восхищён, что порой вчитывает необычную поэтику туда, где её нет, в регулярные идиомы. Но это - дело поправимое. Это дело решаемое для вдумчивых, для тех, кто уже готов на предисловия и комментарии, но ещё не решился на англоязычный оригинал.
Наверное, правильное слово для нового перевода - "тщательный", ну и я вот тоже потщилась приложить редакторскую руку не к челу, а к делу, и надеюсь, что переиздание выйдет ещё лучше.
об авторе
Джек Керуак (настоящее имя Жан-Луи Лебри де Керуак) родился в 1922 году в Масачуссетсе в семье выходцев из Канады. Поступил в Колумбийский университет, оттуда ушёл в торговый флот. В 1950 году опубликовал первый роман "Городок и город". Важнейший представитель литературы "бит-поколения", при жизни не получал наград и широкого признания критиков, - тем не менее, его творчество имело огромное влияние на американскую контр-культуру, начиная с 1960-х годов.