Один из наиболее исполняемых и значительных композиторов ХХ века – Сергей Прокофьев. Его имя известно каждому, кто любит симфоническую музыку. Альфред Шнитке считал Прокофьева одним из величайших композиторов в русской музыкальной истории, а на Западе и вовсе музыку нашего гениального земляка используют в качестве символа воплощения «русской души». О его таланте слагают легенды, а о биографии – мифы. С лёгкой руки Константина Бальмонта его знают как «солнечного богача», а ещё называют «солнечным гением» и «сыном скифских степей». Откуда такая необычная метафора?
Образ солнца сопутствовал композитору с самого рождения и в течение всей его жизни. Казалось, будто это светило питало его, благословляло, согревало, вдохновляло, но и строго спрашивало за свою заботу.
Начнём с того, что 23 апреля 1891 года Серёжа Прокофьев появился на свет в деревне, названной хоть и не в честь звезды, восходящей над горизонтом каждое утро, а по фамилии однокурсника отца композитора, хозяина имения, – Дмитрия Сонцова – созвучной своим названием со словом «Солнце». И эта схожесть кажется промыслом божьим.
Первые 13 лет жизни композитора прошли на Донбассе в Сонцовке. Мама мальчика, Мария Григорьевна, так горячо любила и сына, и музыкальное искусство, что это не могло не отразиться на судьбе Прокофьева. По воспоминаниям композитора, вдохновлённый игрой матери, он захотел тоже играть на фортепиано. Мария Григорьевна не препятствовала желанию сына, а наоборот, всячески это поощряла – в пять с половиной лет маленький Серёжа написал свою первую пьесу для фортепиано – «Индийский галоп». И хоть это произведение было крохотным, как его автор, однако Мария Григорьевна записала нотами созданную сыном музыку, и тем самым увековечила её. К 9 годам любовь к музыке и сочинительству достигла у Прокофьева таких величин, которые позволили ему создать первое масштабное произведение – оперу «Великан» в 3-х действиях.
И эти первые шаги в музыке, и дальнейший рост на пути творческого развития позволили говорить о Прокофьеве как о гении. Молодой человек постиг мастерство игры на фортепиано, а также дирижирование, писательство и шахматы, о которых он говорил: «Шахматы – это музыка мысли». Прокофьев был шахматистом первой категории и на его счету немало значимых побед: однажды он обыграл Хосе Рауля Капабланку, ставшего чуть позднее чемпионом мира.
Незаурядная одарённость Прокофьева и его вклад в мировую культуру были отмечены званиями. Так, Сергей Сергеевич стал народным артистом РСФСР, лауреатом Ленинской и шести Сталинских премий. Композитор награждён орденом Трудового Красного Знамени и Золотой медалью Королевского филармонического общества. Композитор писал музыку во всех современных ему жанрах – создал 7 симфоний, 8 балетов и 8 опер, написал 9 концертов и 9 фортепианных сонат, а ещё – оратории, кантаты, музыку для кино и театра, камерные инструментальные и вокальные сочинения. Его стиль был новаторским и сложным, а музыка потрясала воображение как рядовых слушателей, так и требовательных, искушённых музыкальных критиков.
И вот тут-то стоит обратить внимание на то, какими были все созданные Прокофьевым произведения. Они полны солнечной энергии: иногда светлой и тёплой, яркой, жизнеутверждающей и оптимистичной, а иногда – огненно-бушующей, такой, что способна, кажется, смести всё на своём пути, опалить и даже испепелить. Композитор Николай Мясковский описал творчество Прокофьева так: «Вот сочинения, от которых веет первобытной силой и свежестью. С каким наслаждением и вместе с тем удивлением наталкиваешься на это яркое и здоровое явление в ворохах современной изнеженности и анемичности!» Музыкант, публицист и общественный деятель Дмитрий Кабалевский, написавший предисловие к автобиографии нашего выдающегося земляка, говорил о Прокофьеве так: «Восторженный певец жизни, солнца и молодости, он дал людям растревоженного, сурового и жестокого XX века ту радость и свет, которых им так часто недостает».
Да и само светило будто бы благословляло все его намерения и искания. Например, в апреле 1918 года, когда проходила генеральная репетиция перед премьерой «Классической» симфонии в Петрограде, произошёл необычайный случай, который композитор потом зафиксировал в своём дневнике. Когда он встал за пульт, луч солнца из верхнего окна упал на голову Прокофьева. «У меня пошли лиловые круги в глазах, но мой поклон говорил, что это было приветствие солнца солнечной симфонии и мне», – вспоминал позднее наш земляк. Но самое необычное было ещё впереди. Спустя несколько дней, 21 апреля, в день самой премьеры, ситуация повторилась. «Опять солнечный луч. Это удивительно! Фантастика!», – записал тогда музыкант.
Любовь к энергии солнца и к самому этому светилу так переполняла его, что он стремился поделиться ею со всеми, кого уважал и любил. Он будто бы вовлекал этих людей в круг солнечного света, призывал к диалогу о Солнце. Именно так когда-то оригинальная задумка Прокофьева позволила его выдающимся современникам раскрыться с новой стороны – в качестве философов и мыслителей. Каждому из них композитор предложил в своё время в уникальном альбоме с обложкой из двух деревянных дощечек ответить на вопрос: «Что вы думаете о солнце?». Этот удивительный проект он назвал незатейливо – «Деревянная книга».
Размышления на заданную тему в этом альбоме написали шахматист Хосе Рауль Капабланка и писатель Михаил Пришвин, художник и писатель Алексей Ремизов и вторая жена Фёдора Михайловича Достоевского Анна Достоевская, пианист Артур Рубинштейн и дирижёр Рейнгольд Глиэр… В общей сложности 48 лучших умов и талантов России и зарубежья оставили свои автографы в «Деревянной книге».
Судьба готовила Прокофьеву немало испытаний – поездки в Москву и Санкт-Петербург, вступительные экзамены в Санкт-Петербургской консерватории (композитора не хотели брать из-за возраста, однако благодаря заступничеству Александра Глазунова ему всё-таки удалось стать студентом), Первая мировая война, революция 1917 года, эмиграция, возвращение на Родину, Вторая мировая война. Однако эта безудержная любовь к Солнцу и родные музыканту с детства мелодии степного края никогда не переставали звучать в его сердце. Скифскими мотивами пронизаны его Второй фортепианный концерт, кантата на «Зовы древности», Вторая симфония и, конечно же, «Скифская сюита».
С момента рождения нашего гениального земляка прошло 130 лет, однако до сих пор память о нём и его творческое наследие, как солнце, согревают всех жителей Донбасса – тех самых скифских степей. В родном селе Прокофьева открыли музей и установили памятник композитору. А Донецкий республиканский краеведческий музей все эти годы бережно хранит экспонаты, связанные с жизнью и творчеством композитора-новатора. К 130-летию со дня рождения Сергея Прокофьева совместными усилиями Донецкой государственной академической филармонии и краеведческого музея была организована выставка «Жизнь в музыке», демонстрирующая важные этапы жизни и творчества «солнечного гения».
В Донецке имя Сергея Прокофьева носят Концертный зал филармонии (об этом свидетельствует мемориальная доска на её фасаде), Донецкий академический симфонический оркестр, Донецкая государственная музыкальная академия и Донецкий аэропорт. В нашем городе регулярно звучит музыка композитора – его произведения есть и в репертуаре Донецкого государственного академического театра оперы и балета имени А. Б. Соловьяненко, и, конечно, в репертуаре филармонии, которая является инициатором проведения Международного фестиваля музыкального искусства «Прокофьевская весна». В 2021 году фестиваль отметил своё 40-летие.
Мы уверены, что имя Сергея Прокофьева и его творческое наследие будет и впредь вдохновлять новые поколения музыкантов на творческие искания, эксперименты и достижения. А музыка, напоённая солнцем, будет всегда наполнять слушателей энергией созидания.