Найти в Дзене
Русская зима

Кенигсбергский трамвай

Оглавление

Трамвай Кенигсберга (в миру - Калининграда) во многом повторяет грустную судьбу региона. Будучи одной из самых развитых систем трамвая до войны, сейчас он напоминает о себе ржавыми рельсами посреди проспектов и одним маршрутом. Но обо всем по порядку.

Кенигсбергский трамвай
Кенигсбергский трамвай

Кенигсбергский трамвай появился в мае 1895 года - на четыре года раньше Московского. В те годы, в Кенигсберге уже были 5 маршрутов конки, причем после открытия электрического трамвая, у конки появилось еще два маршрута, но в 1901 ее закрыли. Развитию электрического трамвая способствовала развитая немецкая промышленность - рельсы, вагоны и электрооборудование привозили из западных областей. На электростанции недалеко от Замка установили дополнительную динамо-машину, рядом же открыли депо.

-2

К началу второй мировой войны в Кенигсберге было 15 маршрутов, пассажиропоток доходил до 50 миллионов пассажиров в год

Фото из группы ВК "Калининградский трамвай" https://vk.com/album-5862104_167926111
Фото из группы ВК "Калининградский трамвай" https://vk.com/album-5862104_167926111
Фото из группы ВК "Калининградский трамвай" https://vk.com/album-5862104_167926111
Фото из группы ВК "Калининградский трамвай" https://vk.com/album-5862104_167926111

Калининградский трамвай

Во время великой отечественной Кенигсберг подвергся сильным бомбардировкам и на восстановление трамвая потребовалось несколько лет. Для восстановления путей рельсы демонтировали в Советске (до войны - Тильзите) и перевозили в Калининград.

Памятник Тильзитскому трамваю в Советске. Вагон привезен из Петербурга
Памятник Тильзитскому трамваю в Советске. Вагон привезен из Петербурга

Вагоны использовали старые немецкие (войну пережили 129 из 251 вагонов), со временем заменив их на наши любимые татры. За 25 послевоенных лет удалось восстановить лишь пять маршрутов. К концу XX века в городе было 10 маршрутов, которые прошли сквозь перестройку и 90-е во все районы города.

-6

В 2001 году были закрыты первые маршруты. В интернетах пишут, что руководители города владели автобусными предприятиями, что и определило судьбу трамвая. За десять лет были закрыты 9 маршрутов.

Трамвай сегодня

До наших дней дожил единственный маршрут - пятый. Он соединяет два спальных района через центр. На схеме выше - маршрут от Мясокомбината до Дворца Искусств. Калиниградский трамвай по прежнему ездит на узкой 1000-мм колее (о его друге из Пятигорска можно прочитать в этом канале).

-7

Сейчас в парке 25 вагонов - в основном, КТ4. В 2012 году купили один состав Pesa, но он чаще стоит сломанный, чем выходит на маршрут.

-8

-9

Одним из поводов для сокращения трамвайной линии была та самая узкая колея - в России такие вагоны не выпускались, импортировать дорого. Однако, недавно в Евпатории прошли испытания вагона 71-411, которые дают надежду на обновление подвижного состава. Будем надеяться, что лучшие времена Кенигсбергского трамвая еще впереди.

Даже внимательный читатель не узнает на этом фото пейзаж с одной из исторических фотографий
Даже внимательный читатель не узнает на этом фото пейзаж с одной из исторических фотографий