Трамвай Кенигсберга (в миру - Калининграда) во многом повторяет грустную судьбу региона. Будучи одной из самых развитых систем трамвая до войны, сейчас он напоминает о себе ржавыми рельсами посреди проспектов и одним маршрутом. Но обо всем по порядку.
Кенигсбергский трамвай появился в мае 1895 года - на четыре года раньше Московского. В те годы, в Кенигсберге уже были 5 маршрутов конки, причем после открытия электрического трамвая, у конки появилось еще два маршрута, но в 1901 ее закрыли. Развитию электрического трамвая способствовала развитая немецкая промышленность - рельсы, вагоны и электрооборудование привозили из западных областей. На электростанции недалеко от Замка установили дополнительную динамо-машину, рядом же открыли депо.
К началу второй мировой войны в Кенигсберге было 15 маршрутов, пассажиропоток доходил до 50 миллионов пассажиров в год
Калининградский трамвай
Во время великой отечественной Кенигсберг подвергся сильным бомбардировкам и на восстановление трамвая потребовалось несколько лет. Для восстановления путей рельсы демонтировали в Советске (до войны - Тильзите) и перевозили в Калининград.
Вагоны использовали старые немецкие (войну пережили 129 из 251 вагонов), со временем заменив их на наши любимые татры. За 25 послевоенных лет удалось восстановить лишь пять маршрутов. К концу XX века в городе было 10 маршрутов, которые прошли сквозь перестройку и 90-е во все районы города.
В 2001 году были закрыты первые маршруты. В интернетах пишут, что руководители города владели автобусными предприятиями, что и определило судьбу трамвая. За десять лет были закрыты 9 маршрутов.
Трамвай сегодня
До наших дней дожил единственный маршрут - пятый. Он соединяет два спальных района через центр. На схеме выше - маршрут от Мясокомбината до Дворца Искусств. Калиниградский трамвай по прежнему ездит на узкой 1000-мм колее (о его друге из Пятигорска можно прочитать в этом канале).
Сейчас в парке 25 вагонов - в основном, КТ4. В 2012 году купили один состав Pesa, но он чаще стоит сломанный, чем выходит на маршрут.
Одним из поводов для сокращения трамвайной линии была та самая узкая колея - в России такие вагоны не выпускались, импортировать дорого. Однако, недавно в Евпатории прошли испытания вагона 71-411, которые дают надежду на обновление подвижного состава. Будем надеяться, что лучшие времена Кенигсбергского трамвая еще впереди.