Среди уникальных жилых зданий столицы, обладающих необычной историей, вряд ли можно найти второе более известное, чем дом, расположенный по адресу Большой Гнездниковский переулок д.10. Данное строение в разные исторические эпохи неоднократно оказывалось на первых строчках центральных московских газет.
Московский «тучерез»
В наши дни многоэтажные здания столицы носят общее название высоток или небоскребов. Но, так было не всегда. В первые десятилетия XX века, когда Москва только начинала застраиваться жилыми домами, имевшими пять-семь этажей в высоту, данные здания именовали коротко и емко - «тучерезами». Первым, действительно, высотным жилым зданием столицы считается так называемый дом Нирнзее, расположенный в Большом Гнездниковском переулке д.10. В мае 1912 года участок земли вблизи современной Тверской улицы выкупил востребованный в начале прошлого века архитектор Эрнст Нирнзее. На собственные средства зодчий решил возвести дом высотой в девять этажей, что по тем временам считалось настоящим небоскребом или «тучерезом» для сдачи квартир внаем одиноким мужчинам. Для получения большей прибыли архитектор предполагал разделить все помещение дома на небольшие по площади квартиры, где жильцы могли бы только переночевать. Поскольку предполагалось, что в доме будут жить исключительно холостые мужчины, работники, расположенных в центре Москвы контор, то квартиры проектировались без кухонь. Автор проекта считал, что питаться холостяки должны в ресторане, который он предусмотрительно расположил на крыше своего дома. Внешне здание было оформлено достаточно изыскано в популярном в начале XX века стиле модерн. При этом на крыше, где открылся ресторан, располагались ящики с цветами, для создания уюта в теплое время года. Несмотря на то, что дом был построен для одиноких мужчин, жить в нем оказалось вполне комфортно. На каждом этаже круглые сутки дежурил половой, готовый в любое время принести из ресторана любое блюдо прямо в квартиру. Кроме того, в доме находились собственные горничные и лакеи для уборки квартир, а также стирки одежды жильцов. С первых дней своего существования здание пользовалось большим спросом. Квартиры в нем снимало 700 человек, а в ресторане на крыше любили бывать представители купечества и творческой элиты, включая классиков русской литературы. Известно, что крышу здания посетил даже Григорий Распутин, приглашенный для изгнания нечистой силы, поскольку одно время московские самоубийцы облюбовали крышу дома для сведения счетов с жизнью. Говорят, молитвы всесильного старца помогли.
Ночная жизнь на крыше
Достаточно интересно сложилась судьба здания в революционные годы. Учитывая, что дом являлся наиболее высоким в данной части города в нем расположился укрепленный пункт белогвардейцев, которые держали оборону от наступающих сил большевиков. Тем не менее, как известно, красные победили, а в 1918 году строение было объявлено Четвертым домом Моссовета. В небольших квартирах дореволюционных холостяков разместились ответственные партийные работники. Председателем был назначен Лев Каменев. Облагораживая свой быт, партийные функционеры провели в здание телефон, открыли ясли с детским садом, а на крыше разбили детскую площадку и сквер, откуда открывался живописный вид на центр Москвы. Единственным существенным неудобством являлось отсутствие кухонь. Тем не менее, в годы НЭПа жизнь в здании расцвела самым пышным цветом. Не стесняясь соседства партийных чиновников на крыше дома вновь открылся ресторан, а также кинотеатр и был обустроен висячий сад. Жизнь била ключом с вечера до самого утра. Со временем в доме заработало даже собственное кабаре – «Летучая мышь». Побывать на крыше Четвертого дома Моссовета считалось признаком хорошего тона для каждого уважающего себя богемного обитателя столицы. Здесь любили ужинать М. Булгаков, К. Паустовский, Ю. Олеша, А. Толстой, В. Катаев, а В. Маяковский даже посвятил данному дому одно из своих стихотворений. Иногда на крыше здания играли в футбол, а также устраивали показы картин модных художников. При этом самое интересное заключается в том, что увидеть знаменитую крышу может любой житель нашей страны, не вставая с удобного дивана. Для этого ему всего лишь нужно включить знаменитую комедию Эльдара Рязанова «Служебный роман». В одном из эпизодов фильма Калугина выходит из своего кабинета на крышу дома, где у нее растут цветы. Данная сцена снималась как раз на той самой легендарной крыше дома Нирнзее. В наши дни здание продолжает оставаться жилым, а на первых его этажах расположены офисы различных организаций.