Сегодня мобильный гейминг самый популярный сегмент рынка для игровой индустрии. Абсолютно каждого, кто так или иначе увлекается играми или их разработкой посещала мысль о создании своего собственного проекта. Мотивы могли быть совершенно разными: деньги, слава, желание донести до общества определенные идеи и т.д.
Увы, но каждый, кто хотел попробовать себя в роли разработчика сталкивался с мыслями о сильнейшей конкуренции и отсутствии новых идей. История показывает, что это далеко не так. Простота и лаконичность, а также капелька удачи может превратить ваши несколько строчек кода в настоящую пытку для пользователей.
С этим столкнулся молодой вьетнамский студент Донг Нгуен в 2013 году. Его творение надломило психику, как минимум одному человеку, и сломало в сотни раз больше смартфонов.
Нгуен сделал самый простой фон, самое простое препятствие, самого простого персонажа и на свет появилась “Flappy Bird”. Какое-то время игре пришлось плавать в одном котле с тысячью других инди-проектов, пока её не увидел PewDiePie.
Хватило всего одного видео самого популярного человека на YouTube, чтобы игра получила невероятную популярность. Всего за месяц Flappy Bird попала в топы app store Великобритании и рекламировалась под слоганом “Новый Angry Birds”. В начале следующего года приложению удалось занять первое место по скачиваниям в app store.
Конечно Донг был ошеломлен таким успехом и мог только глупо улыбаться, глядя на растущий рейтинг своего детища. Позже в интервью он расскажет, что не сообщал родителям о своем успехе даже в тот момент, когда игра приносила ему по 50 тысяч долларов ежедневно. Только после новостных сюжетов на местном телевидение о молодом вьетнамце, который покорил чарты семья начала что-то подозревать. Всю правду родители Донга узнали, когда их дом облепили папарацци и журналисты.
К несчастью, кроме огромных денег и славы на Нгуена свалились большие неприятности. С момента релиза своей игры он постоянно общался в twitter со своей аудиторией. Они обсуждали будущее игры и вместе радовались достижениям пользователей.
В определенный момент реакция сообщества начала его пугать. Нгуена застали врасплох странные приступы злобы фанатов. Эти всплески ярости скорее напоминали крик отчаяния перед неумолимой сложностью игры. Никто не мог подумать, что пять строчек кода смогут довести человека до исступления.
Донг получал множество жалоб. Одна дама заявила, что её дети постоянно играют в Flappy Bird, не делают уроки, не гуляют и очень часто срываются по пустякам. Другой человек представился преподавателем в школе и рассказал, что ученики умудрились разбить уже около десяти смартфонов в порыве гнева.
Самым неприятным происшествием стала новость мужчины, который так отчаялся от сложности, что в приступе злобы швырнул свой смартфон в сторону и случайно попал в своего питбуля, который от такого удара скончался.
Как выяснится позже, все это время Нгуену присылали угрозы и проклятия. Ему писали как расправятся с ним в самых мельчайших подробностях. От такого “ажиотажа” у создателя злополучной птицы начались проблемы с психикой.
8 февраля 2014 года Донг Нгуен написал в twitter: “Мне очень жаль, игроки Flappy Bird, но через 22 часа я удаляю Flappy Bird. Я больше не могу это выносить” Он сдержал обещание и через 22 часа игра покинула просторы маркетов.
Меньше чем за год вьетнамскому студенту программисту пришлось пережить огромный спектр эмоций. От радости за успех своего проекта, гордости за успехи пользователей, до обвинений в саддизме и угроз собственной жизни.
В день закрытия игру успели установить 100 миллионов раз. Спекуляции не заставили себя долго ждать и на соответствующих платформах уже начали появляться лоты смартфонов с установленной Flappy Bird. Самый дорогой лот ушел с eBay за 100 тысяч долларов.
В интервью журналу Forbes Нгуена спросили, желает ли он перезапустить игру, но уже с предупреждениями о необходимом отдыхе. Сначала он наотрез отказался, но позже игра все же вышла с упомянутыми предупреждениями, правда эксклюзивно для приставок Amazon fire TV и называлась “Flappy Bird Family”.
Успех Flappy Bird определили несколько факторов:
- Простота и лаконичность
- Внимание крупного блогера
- Сильная эмоциональная зависимость
Последнее стоит объяснить. Если вы знакомы с играми FromSoftWare, то знаете, что боссы в играх этой студии требуют серьезной подготовки и оттачивания мастерства. После победы над ними вы испытываете сильнейшие эмоции, будто преодолели марафон.
В этом проекты FSW и Flappy Bird похожи. Только одно отличие меняет весь расклад. Если после победы над боссом в какой-нибудь Dark Souls вы отправляетесь дальше: получаете новые предметы, новые локации, новых боссов и контент, то после победы над 19 трубой во Flappy Bird вы получаете только 20 трубу и т.д.
Раньше вы могли радоваться тому, что забрались на одну трубу дальше своего рекорда, но в определенный момент повышения статистики на одну трубу начинает вас угнетать, т.к. несколько попыток назад вы уже пролетали 2-3 трубы. В этом случае достижение в одну трубу уже не кажется хорошим результатом, совсем наоборот, вы чувствуете, что не смогли выложиться на полную и продолжаете играть.
Со временем игрок сам устанавливает для себя планку, которую не может преодолеть в будущем и получает только негативный опыт от игры. Стоит добавить, что Flappy Bird действительно требует серьезной концентрации. В ней в прямом смысле необходимо тренироваться, чтобы научиться преодолевать разные комбинации труб.
Все это усугубляется одним типом сообщества - игроки. Игроки, не в смысле геймеры, а азартные лудоманы с огнем в глазах. Этот слой аудитории не мог оторваться от игры. Приложение даже сравнивали с крэком, якобы зависимость вызывает такую же. Только вместо продажи своих вещей, для покупки дозы - тебе надо было пройти хоть на парочку труб дальше, чтобы увеличить число на главном экране.
Вот так 5 килобайт кода свели мобильную игровую индустрию с ума. Разумеется, после закрытия Flappy Bird маркеты наполнило всевозможными клонами на любой вкус. Одна школа программирования даже создала обучающий курс, где предлагала создать свой собственный клон Flappy Bird.
Что касается критики, то игру приняли прохладно. IGN поставили оценку 5.4 из 10, а в обзоре сказали, что игра столько же захватывающая, сколько и поверхностная. Сайт Kotaku заявили о подозрительной схожести графического стиля с серией игр Mario. Нгуен, кстати подтвердил это в интервью. Он рассказал, что игрой его детства была Super Mario Bros.
Особо внимательные издания разглядели в игре клон "Piou Piou vs Cactus", которая вышла за два года до Flappy Bird, а в бешенной популярности винили ботов, которые продвигали игру до рекомендаций, чтобы блуждающие по маркету пользователи пробовали её.
Сегодня с Донгом Нгуеном все хорошо. Он собрал небольшую команду и продолжает делать игры. На вырученные деньги с Flappy Bird купил себе квартиру и мини-купер, а после закрытия проекта рассказывал, что все сделал правильно, т.к. банально не мог спать из-за переживаний о вреде его игры на жизни обычных пользователей.
Спасибо за просмотр!
P.S. Также вы можете посмотреть видео на эту тему на канале IOn Games
Ссылки на источники: