Мотоблок или мотокультиватор – это извечный вопрос дачников, на который каждый хочет найти ответ. Давайте разбираться, в чём всё-таки отличие культиватора от мотоблока, какие функции выполняют и какие имеют конструктивные особенности.
Мотокультиватор – это силовой агрегат, предназначенный для обработки почвы фрезами. Большинство мотокультиваторов имеет вес, меньший по сравнению с мотоблоками.
Мотоблок – это универсальное мобильное средство, предназначенное для решения различного рода задач.
Слово «мотоблок» вошло в употребление в русском языке лишь в 1980-е годы, во многом благодаря журналу «Моделист-Конструктор». Оно заменило неудобные в употреблении термины , используемые ранее: пешеходный трактор, малогабаритный пешеходный трактор, одноосный трактор.
Исходя из определения, основное отличие становится понятным: мотокультиватор предназначен для обработки земли, а мотоблок является универсальным агрегатом, с которым при использовании дополнительного навесного оборудования помимо обработки земли вы сможете решать наиболее широкий спектр задач, таких как кошение и заготовка травы, уборка снега, транспортировка грузов с помощью телеги, перемещение на заднем адаптере, перекачка воды и т.д. И это ещё не весь список возможностей мотоблоков.
Начнём с мотокультиваторов. Как мы уже с вами определились, культиватор предназначен для работ, связанных с обработкой земли. Причём работы производятся не только с помощью фрез, идущих в комплекте с любым агрегатом, но и с помощью пассивного навесного оборудования, такого как окучник, плуг, картофелевыкапыватель , плоскорез и т.д.
Мотокультиваторы различают по классам: лёгкий, средний и тяжёлый. На определение агрегата к той или иной категории влияют вес и мощность двигателя. Раз мы сравниваем культиваторы с мотоблоками, то логично будем рассматривать тяжёлый класс культиваторов, которые сопоставимы по характеристикам. Тяжёлые мотокультиваторы оснащаются бензиновыми (реже дизельными) двигателями мощностью от 5 л.с. Ассортимент моторов огромен, но 90% из них – это разношёрстные «китайцы», которые редко отличаются друг от друга, ну разве что наклейками и цветом топливного бака. Из брендовых качественных двигателей стоит обратить внимание на таких как Honda, Briggs&Stratton, Yamaha. Диаметр фрез культиваторов тяжёлого класса колеблется от 25 до 34 см. Культиваторы имеют ременное сцепление (реже стоит муфта) и 2 типа редукторов: цепной и червячный.
Цепной редуктор имеет большой КПД (до 95%), за счёт чего передаёт большую мощность на фрезы в сравнении с червячным редуктором. Он проще в обслуживании и дешевле в ремонте. Как показывает практика, цепные редуктора служат значительно дольше червячных. Что же касается эксплуатационных свойств, то цепной редуктор узкий и не препятствует заглублению.
Тяжёлые культиваторы заглубляются на обработанной земле до 20 см и более.
Помимо рыхления земли культиватором можно проводить работы по вспашке земли плугом, окучивании картофеля и его выкапывания, прополки и т.д. Для использования такого навесного оборудования необходимо на приводной вал устанавливать колёса грунтозацепы вместо фрез, а само навесное оборудование устанавливается на культиватор через сцепное устройство.
Помимо различий в редукторах, культиваторы бывают с различным количеством скоростей:
- Одна скорость вперёд.
- Одна скорость вперёд и одна назад (так называемый реверс).
- Две скорости вперёд и одна назад.
Для тяжёлого класса культиваторов функция реверса практически незаменима. Дабы не выдёргивать собственными силами закопавшийся в земле культиватор, достаточно включить заднюю передачу, как он начнёт сам выбираться наружу. Функция реверса также полезна при развороте культиватора на ограниченном пространстве.
Что касается производителей культиваторов, то пальма первенства по объёмам продаж и производства агрегатов принадлежит, конечно же, производителям из Китая. Поставляются эти культиваторы зачастую с одного завода под разными брендами.
Ломать голову по выбору производителя таких культиваторов не нужно вовсе. Здесь можно выбирать только исходя из цены. Некоторые поставщики настолько алчны, что вы можете заметить огромную разницу в цене на товар одного и того же китайского завода, отличающегося названием.
Основным вопросом при приобретении подобных культиваторов является наличие сервисной поддержки (ремонт и запчасти).
Российских производителей культиваторов не так много. Самый большой ассортимент культиваторов принадлежит заводу Мобил К из г. Гагарин Смоленской области. Ассортимент производителя только по культиваторам насчитывает более 20 моделей различных модификаций с различными двигателями. Помимо этого завод производит мотоблоки с одноимённым названием и различное навесное оборудование, как для культиваторов, так и для мотоблоков.
Небольшой ассортимент культиваторов есть у завода "Красный Октябрь" из Санкт-Петербурга. Под брендом НЕВА они выпускают всего 2 модификации. Это культиватор МК70 и МК100.
Одна модель культиватора есть у ФГУП Салют и та собирается в Китае.
Больше российских производителей культиваторов я назвать не смогу, т.к. у остальных только названия российские, а произведены полностью в Китае.
Среди европейских производителей могу выделить только Caiman и Pubert. Равных по качеству этим культиваторам найти сложно. Но и ценник на них тоже не маленький.
Но иномарка, есть иномарка. Помимо аккуратного внешнего вида данные культиваторы отличаются исключительным качеством производства деталей и сборки.
Основные функции культиватора понятны.
Начнём разбирать мотоблоки.
Мотоблоки, как правило, имеют следующую стандартную комплектацию: пневматические (реже цельнолитые) колёса, фрезы для обработки земли в количестве 4-6 штук, задний сошник для регулировки заглубления и сам мотоблок.
Мы будем рассматривать классические мотоблоки с ременным сцеплением, т.к. мотоблоки с ВОМ (вал отбора мощности) уже относятся к другому классу мотоблоков и сравнение их с культиваторами крайне некорректно.
Первостепенная функция любого мотоблока - это возделывание земли. Неспроста в стандартной комплектации любого мотоблока уже имеются фрезы для рыхления земли. Все мотоблоки стандартно имеют не менее 2-х скоростей вперёд и 1-й назад. Зачастую этим количеством скоростей дело не ограничено. Многие производители предлагают перебросить приводной ремень в соседний ручей шкива и тем самым увеличить вариацию по скоростям.
Редуктора по конструкции бывают следующих видов:
- Цепной
- Шестерёнчато-цепной
- Шестерёнчатый
Каждая конструкция редуктора по-своему надёжна и невозможно выделить из них какой-то один, который превосходит остальные по характеристикам и эксплуатационным качествам.
В отличии от культиваторов по мотоблокам первенство принадлежит отечественным компаниям. Правда есть только несколько брендов мотоблоков из России: Салют, Агат, Нева, Кадви (Угра, Ока, Авангард).
Остальные, как и культиваторы производятся на Китайских заводах и называются на русский манер: Дон, Кентавр, Волхв и прочая трихомудья.
По сути, как вы уже поняли, мотоблок - это культиватор, имеющий усиленный редуктор, расширенную комплектацию, большее количество скоростей и конструктивную возможность установки дополнительного активного навесного оборудования через устройство отбора мощности (в нашем случае - это шкив отбора мощности).
Итак, из всего вышеперечисленного делаем вывод: если ваша основная и единственная задача - это возделывание земли, то можно ограничиться культиватором, а для решения дополнительных задач по хозяйству, то выбор очевиден - это мотоблок.
Тема мотоблоков достаточно обширна и рассмотрим её подробнее в следующей статье. Я расскажу, какими возможностями обладают мотоблоки и как правильно сделать выбор.А в комментариях напишите, какой у вас культиватор или мотоблок? О каком оборудовании вы хотели бы получить подробную информацию?