Потолок развития, выше которого не прыгнешь. Нельзя рыбу научить лазать по деревьям.
Все мы слышали эти расхожие утверждения, а я на этом канале очень часто пишу про два пути развития - путь нормы и путь особого детства, которые отличаются прежде всего способом, которым ребенок пользуется, чтобы присоединиться к миру людей.
Я очень часто пишу о том, что норму не надо учить. Верите, действительно не надо. Даже в школе. Есть такая форма обучения, как анскулинг, когда в жизни ребенка не просто отсутствует школа, как здание, в которое он приходит каждый день в 8.30 утра, а она отсутствует в его жизни вообще, даже в заочном формате. Никаких видеоуроков, никаких промежуточных аттестаций, хотя итоговую никто отменить не может. И представляете, сдают. И ОГЭ, и ЕГЭ. Да, не всем такое подходит, но если вам непонятно, КАК?! - это не значит, что невозможно.
Суть в том, что ребенок с нормативно функционирующими психическими процессами вполне может интегрироваться в социум и профессионально реализоваться даже без "сели ровно, ручки сложили, головы приготовили, сейчас знания раздавать буду".
Маленькому ребенку для развития достаточно мамы и квартиры, и его не нужно сажать за столик и учить - это коробка, это кошка, а это мама. Он осваивает эту премудрость просто в быту.
Чуть позже мир ребенка расширяется - в нем появляется много других взрослых и, самое главное, много других детей. Если мир не расширять, по-прежнему ограничивая стенами квартиры - его развитие затормозится. Но расширив, опять нет нужды учить! Тут бежит, там стоит, это весна, а это треугольник. Просто взаимодействуя с социумом, ребенок это все усвоит сам.
Школьнику необходимо расширять мир еще больше, и вот это уже бывает по-настоящему трудно. Проще и дешевле в школу отдать, я сама иду этим путем, не имея возможности показывать своим детям весь мир во всей его полноте и искать увлечённых своим делом людей для того, чтобы мое дитятко поговорило о географии и астрономии. Но просто знайте, что без школы тоже возможно.
Это - путь нормы. Норма имеет ресурс для того, чтобы стать частью социума, на особо напрягаясь. В отличие от детей с особенностями развития. К ним я попозже вернусь, пока же упомяну и ещё один путь, третий, о котором обычно не пишу.
Это путь гениальности, путь отличия от нормы вверх. Гениальность бывает двух видов. Первая врождённая - когда человек станет гениальным шахматистом, даже если сжечь все шахматы вокруг него в радиусе сотни километров. Если никогда не говорить с ним о шахматах и прятать обучающие пособия. Такая гениальность как лавина - сметёт все. Не дадите ей шанса пробиться в детстве - возьмёт свое потом, а уж если дадите! Встречается редко, второй вид гениальности можно встретить гораздо чаще.
Когда мама - фанат шахмат, и спит и видит, что если не смогла она - сможет её ребенок. Когда шахматы окружают малыша, куда бы он ни взглянул, когда покупаются соответствующие пособия и нанимаются учителя. Куда ж ему деваться, станет гениальным шахматистом. Ну или может все шахматы вокруг себя сам, повзрослев, тут уже да, возможны варианты. Но факт остаётся фактом, такая, вылепленная мамой, гениальность, отличие от нормы, тоже возможна.
Переходим к самому главному, про потолок вышеупомянутый. Вот норма, взрослый, обычный человек, счастливый в личной жизни, профессионально реализованный. Есть жена, дети, средней любимости работа, квартира, дача, путешествия пару раз в год. Обычный, такой как все Иван Петрович, никто о нем не знает. Потолок ли это Ивана Петровича? Возможно, что и да. Ему комфортно так, все, что сверх - для него перенапряжение сил.
Мог бы стать Иван Петрович гениальным шахматистом? И это вполне возможно. Путем выхода из зоны комфорта. Путем направления всех ресурсов туда, вверх. ПОтом, кровью, часами занятий мамы маленького Вани Петровича. Пробили бы потолок, вполне возможно. И мир узнал бы нового гения. Вопрос - надо ли? Это уже каждый сам для себя и своего ребенка решает, а мы переходим к особому детству.
Есть ли потолок у человека с синдромом Дауна, с умственной осталостью, с аутизмом? Можно ли сделать из человека с особенностями - норму? В основном все, конечно, хотят сделать норму. Некоторые родители согласны на гениального шахматиста в теле аутиста, такое тоже бывает, и тоже чаще само, односторонняя гениальность и особость тоже могут сочетаться. Но в основном все хотят, конечно же, чтобы ребенок по минимуму отличался от счастливой массы Иванов Петровичей. Возможно ли это? Точно, конечно, никто не скажет, пробьет ли конкретно этот особый ребенок потолок. Точно так же, как никто точно не спрогнозирует, будет ли конкретный Иван Петрович шахматистом, если хорошо постарается.
Со стопроцентной уверенностью можно сказать лишь одно - если и пробьет, то только потом и кровью мамы, ежедневным направленным трудом родителей и трудом ребенка. Чем тяжелее состояние ребенка - тем больше времени придется уделить его развитию. Для особого ребенка путь в норму - это напряжение сил, так же, как путь в гении для нашего Петровича. Не напрягаясь, можно лишь остаться там, где ты есть. В норме без претензий на большее, либо в особости без претензий на норму.
Поэтому. Хотим норму - внимательно разбираемся, что же мешает ей стать. Выискивает слабые стороны и белые пятна. Составляем программу коррекции и работаем, зная, что перед нами особый путь, и он не станет нормой сам по себе, а станет только через труд и определенную долю везения. Но даже если будет везение и не будет труда - не будет нормы.
Об авторе - Ольга Мордашова, специалист по детскому развитию, логопед, дефектолог, специальный психолог, АВА-терапевт. Больше интересного материала, а также ответы на ваши вопросы - в Инстаграме https://instagram.com/ne_tolko_logoped