Рубрика: #культурнаясреда
«Центр Агроаналитики» продолжает знакомить с крестьянскими образами в искусстве.
Михаил Васильевич Нестеров (1862 – 1942 гг.)
«Жить буду не я. Жить будет „Отрок Варфоломей“. Вот если через 30, через 50 лет после моей смерти он еще будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я».
Михаил Нестеров
Будущий художник родился в Уфе. Купеческая семья не жалела средств на образование детей и поддерживала все творческие начинания. После окончания гимназии, во время обучения в которой Михаил Нестеров проявил художественные способности, он поступил сначала в реальное училище, а затем через два года в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Педагогами в училище были известные художники эпохи передвижников, чьё влияние отразилось в ранних работах Нестерова — Василий Перов, Илларион Прянишников, Алексей Саврасов и другие.
Ранние картины написаны в бытовом жанре, но постепенно художник обращает все больше внимания пейзажу и историческим событиям. Его полотно «Призвание М. Ф. Романова на царство» принесло ему звание свободного художника.
Личные трагедии и переживания не могли не отразиться в творчестве Нестерова. В 1886 умирает его жена, в браке с которой он прожил меньше года. Эта потеря легла в основу его картины «Христова невеста», в которой воплотились характерные для зрелого творчества Михаила Нестерова черты. На картине художник изображает русский пейзаж: без излишеств и ярких цветов, лишенная внешней эффектности, природа оттеняет героиню картины, передает настроение художника и эмоциональный фон. Жена стала прототипом для многих других женских образов на полотнах художника, современники называли их «Нестеровскими девушками».
Постепенно Нестеров становится все более успешным и заметным художником. После «Христовой невесты» он создаёт свой следующий шедевр - «Пустырник» (1889), который был куплен П. Третьяковым ещё до официального показа на XVII Передвижной выставке. Самобытность и мастерство, аскетизм и выразительность, гармония и сила соединились в этой работе. Кроме того, она принесла Нестерову не только признание среди современников, но и значительные средства от продажи. На полученные деньги художник отправляется в первую поездку за рубеж. Путешествие по Европе и изучение работ старых мастеров плодотворно отразилось в творчестве Нестерова. Он вернулся в Россию со множеством новых набросков, идей и сюжетов для будущих картин.
Первой картиной после окончания путешествия становится «Видение отроку Варфоломею», которую Нестеров представил на Передвижной выставке в 1890 году. Картина стала сенсационной и получила самые разнообразные отзывы. Передвижники критиковали его за излишний мистицизм и пренебрежение реализмом, в то время как модернисты восхищались утончённость работы и техникой. В это время Нестеров уже был достаточно уверен в себе, своём творчестве и мнения окружающих не могли отразится на его собственной оценке работы. «Видение отроку Варфоломею» он считал одной из лучших своих работ.
Образ Сергия Радонежского с детства был особенным для художника и позднее Нестеров создаёт серию картин посвящённых жизни святого - «Юность преподобного Сергия» (1892—1897), триптих «Труды преподобного Сергия» (1896—1897), «Преподобный Сергий» (1898) и «Прощание преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским» (эскизы, 1898—1899). Последняя картина так и не была полностью написана художником, осталась только в эскизах.
Помимо картин, художник также занимался росписью храмов – Владимирского собора в Киеве, дворцовую церковь Александра Невского в Грузии, московской Марфо-Мариинской обители, собор в Варшаве и другие.
Революционные события в России в 1917 году вынудили семью Нестеровых временно уехать на Кавказ, но уже в 1920 году художник вернулся Москву. Наступил новый этап в его творчестве – портреты. Он писал родных и друзей, выдающихся деятелей и современников. Героями его картин стали В.М. Васнецов, И.Д. Шадр, М. Горький, Л.Н. Толстой, И.П. Павлов (за его портрет Нестерову была присуждена Сталинская премия в 1935), Антоний Волынский и другие.
Текст подготовлен Вероникой Эйдлин.
Другие публикации рубрики «Культурная среда»