Что, если Советский Союз развалился из-за Чернобыля? Именно такое мнение высказывают современные украинские и отечественные политологи. Проанализировав разные современные точки зрения, я пришел к выводу, что политического вреда для Советского Союза было куда больше, чем физического. Казалось бы, как можно сравнивать смерть людей от лучевой болезни и политические дивиденды? Но если вспомнить, сколько жизней унес распад Союза (гражданские и межэтнические войны, религиозный радикализм, рост преступности, тотальная бедность и т.д.), то становится понятным, как все это взаимосвязано.
Трагедия 1986 года разделила мир на «до» и «после». Когда масштаб трагедии вскрылся, на СССР обрушился шквал критики, как внешней, так и внутренней. Тогда мир впервые столкнулся с подобной угрозой, и многие меры были вынужденными, например, использование так называемых "биороботов" — людей, которые работали под облучением, прекрасно осознавая последствия.
По мнению некоторых аналитиков, например Алексея Кочеткова и Станислава Бышок, авария на ЧАЭС случилась вследствие неэффективной системы государственного управления, экономии, саботажа и непрофессионализма советского руководства. Одно за другим гремели жесткие расследования: о самоубийстве Легасова, сбивании радиоактивных туч над селами и деревнями Белоруссии и Украины для защиты Москвы и прочее. Итогом стал глубочайший кризис, вследствие которого СССР начал двигаться по наклонной.
После развала неоднократно поднимался вопрос о том, должна ли Россия как правопреемница СССР выплачивать компенсации пострадавшим гражданам Украины и Белоруссии. Сегодня жертвы чернобыльской аварии считаются льготной категорией во всех перечисленных странах, однако компенсации странам ещё никто не выплачивал.
В этом вопросе пытались разобраться украинские политологи на заседании клуба при украинском отделении «РИА Новости» ещё в далеком 2011 году. Тогда звучали довольно недружественные оценки в адрес России, Константин Матвиенко например предложил определить украинский правовой статус тех лет и если Украина подпадет под определение "колони" или "оккупированной территории", то в праве требовать от России возмещения ущерба. Масло в огонь подливает закрепленный статус Украинской республики, который дает основание для такого дела.
Дополнительно дается статистика, согласно которой в одной только Украине пострадало 5 млн гектаров посевных земель, помимо загрязнения лесов и водоемов, в Белоруссии было поражено более 20% территории страны.
Руководитель центра политических исследований "Пента" Владимир Фесенко считает, что помимо общего кризиса после катастрофы, в Украине появилась сильная тяга к независимости. Другие гости делились мнением о том, что СССР не прошел проверку на открытость информации, ссылаясь на такой факт: первые десять дней инструкции как себя есть при радиоактивном заражении люди получали по иностранному радио, а не от советского руководства. Обозреватель радио «Свобода» Дмитрий Бортников считает, что даже когда Советское руководство стало открыто говорить об этой проблеме, оно не провело никаких реальных политических и экономических реформ. Его слова подхватывает Игорь Жданов, считая, что информационная тишина, в которой прибывали советские люди, только ещё больше вредила и сеяла панику.
Сегодня довольно сложно просчитать, как в дальнейшем эта катастрофа повлияет на политическую ситуацию, но есть и те, кто считает, что это была не проблема системы, а обычная халатность нескольких партийных деятелей. Так, Андрей Манчук написал статью с критикой тех, кто винит советскую систему, его материал можно найти на портале Ukraina.ru.
Как бы там ни было, случай с АЭС стал темной страницей в советской истории. Он позволил нашим врагам воспользоваться произошедшим и укрепить представление об СССР как об "империи зла".
Уважаемые читатели, оставляйте ваши комментарии по теме, а также читайте другие мои статьи:
Танк Т-72 — величайший коррупционный обман СССР
Как простая уральская девушка стала "первой леди" Тайваня
Военные преступления СССР во время Второй мировой войны