Найти тему
Культура света

and... the Oscar goes to...

Оглавление

Многими моими коллегами конкурс [d]arc awards в мире освещения приравнивается к кинематографическому Оскару. Не буду спорить, определенно это один из самых крутых международных конкурсов и победу именно в нем светодизайнеры считают для себя величайшим профессиональным достижением.

31 марта ждем подведения итогов конкурса за 2021 год и болеем за наш проект Волшебная Лампа, который попал в финал в категории Event. В прошлом году конкурс подзадержался со сбором проектов из-за пандемии, поэтому итоги были объявлены лишь летом. Финалистов из России было заметно больше, чем в предыдущие годы, но ни один российский проект не попал в число победителей. И я задалась вопросом, чем мы пока не дотягиваем? И попробовала проанализировать представленные на конкурс проекты с точки зрения понимания современных трендов и подводных течений в мировой практике светодизайна. И подготовила статью с результатами этого анализа для он-лайн журнала Длина Волны. Сейчас, занявшись оживлением канала Культура Света, решила – пусть статья в моей собственной редакции будет и здесь.

О конкурсе [d]arc awards

У конкурса очень простая и логичная структура, все проекты делятся на шесть номинаций: STRUCTURES (освещение архитектурных объектов), PLACES (освещение интерьерных объектов), SPACES (наружное освещение), ART (архитектурно-художественные инсталляции, где главным действующим лицом является свет), EVENT (события и мероприятия, посвященные освещению) и KIT (светильники и устройства для их работы). STRUCTURES, PLACES, SPACES и ART делятся на категории Low Budget (с бюджетом проекта меньше 30 000 фунтов стерлингов) и High Budget (с бюджетом проекта свыше 30 000 фунтов). В номинации ART есть еще категория Bespoke – для более декоративных в своих решениях проектов.

-2

Что интересно: проекты в финал конкурса отбирает профессиональное жюри из архитекторов и специалистов по освещению со всего мира, а на втором этапе, когда выбираются победители в каждой номинации, проходит общее голосование всех желающих, имеющих отношение к дизайну, архитектуре и светодизайну (производители светового оборудования голосовать не могут). Таким образом, итоги конкурса – это, действительно, выборка самых современных и красивых проектов с точки зрения мирового дизайн-сообщества.

Поначалу я думала обойтись одной статьей, в которой будет обзор всех номинаций конкурса, но, начав с номинации SPACES: High Budget, поняла – лучше подробно разобрать проекты в одной категории, чем поверхностно пробежаться по всем. Так что начнем со SPACES, а следующая статья будет посвящена разбору проектов STRUCTURES. Так что, поехали...

SPACES: High budget. Категория "Пространства".

Наружное освещение, проекты с бюджетом свыше 30 000 фунтов (3 млн рублей)

1 место – Magical Shores at Siloso, Сингапур

https://darcawards.com/portfolio/magical-shores-at-siloso-singapore/

Ключевые слова – чувственный опыт, восприятие, интерактив, взаимодействие с природой (ее цифровым изображением)

В настоящее время в мире существует много крытых цифровых интерактивных инсталляций-аттракционов. «Волшебные Берега» – это первая и самая большая по своим масштабам постоянно действующая открытая интерактивная проекция протяженностью больше 400 метров, расположенная на песчаном пляже.

Magical Shores (Волшебные Берега) на острове Сентоза, Сингапур
Magical Shores (Волшебные Берега) на острове Сентоза, Сингапур

Идея проекта – долгосрочное оживление острова в качестве ночного места назначения не только для туристов, но и для местных жителей, привлечение людей для многократного посещения этого места. Остров уже известен как место для проведения отдыха, как активного, так и неспешного: помимо лесных троп и песчаных пляжей, здесь есть парк развлечений Universal Studio, аквариум, многочисленные курортные отели, приключенческие аттракционы, а также световые и звуковые шоу, которые привлекают тысячи туристов каждую ночь.

Проведя обширное обследование острова, авторы обнаружили, что людям не хватает своего рода опыта, который был бы вдохновлен богатым биоразнообразием острова.

«Инсталляция была создана не как световое и звуковое шоу, а скорее, как усилитель чувств посетителей – это мультисенсорный опыт, который стимулирует человеческий инстинкт взаимодействовать с природой».

Magical Shores (Волшебные Берега) на острове Сентоза, Сингапур
Magical Shores (Волшебные Берега) на острове Сентоза, Сингапур

Задумка отличная – прогулка босиком по пляжу, когда человек взаимодействует с цифровыми слоями изображений природы, образы которых заимствованы из эволюции земли и окружающего биоразнообразия, причем, нет никаких предварительных настроек и сценариев, искусственный интеллект, как дирижер управляет световыми эффектами и звуками, реагируя на присутствие и поведение людей. Человек взаимодействует напрямую с постоянно меняющейся природой – звучит многообещающее.

В описании проекта очень много правильных и красивых слов. Что же получилось?

Magical Shores (Волшебные Берега) на острове Сентоза, Сингапур
Magical Shores (Волшебные Берега) на острове Сентоза, Сингапур

На мой взгляд, многие (практически все) утверждения авторов проекта так и остались красивыми словами, которые не соответствуют реализации.

Авторы рассказывают, что с учетом масштаба проекта, они тщательно продумали воздействие на окружающую среду, сведя его к минимуму. Нацеливание приборов якобы строго контролируются, чтобы избежать попадания света в море и предотвратить влияние на подводную и надводную экологическую систему.

Да, проект красивый, но утверждение, что его воздействие на природу минимизировано, звучит совсем неубедительно. Достаточно посмотреть видео: яркие и очень насыщенные цвета, световые контрасты, активная цветодинамика и засветка в море.

Magical Shores (Волшебные Берега) на острове Сентоза, Сингапур
Magical Shores (Волшебные Берега) на острове Сентоза, Сингапур

Красивая и эффектная интерактивная цифровая инсталляция – да, но разве она способствует взаимодействию с природой (с положительными для природы последствиями)? На мой взгляд, это все больше похоже на «Парк Юрского Периода», когда наши человеческие инстинкты познания природы и неизвестного эксплуатируются для все большей коммерциализации острова и привлечения туда посетителей. Такого же эффекта можно было достичь и в закрытом павильоне чуть в стороне от бухты. А сейчас говорить, что это не еще одно световое шоу, что такое ежедневное вечернее цветопредставление не влияет на флору и фауну этого места – совершенное лицемерие.

Например, авторы говорят, что использовали на пляже самые деликатные приемы освещения и цветовые оттенки, в подсветке деревьев и растений использовались приборы архитектурного освещения вместо обычных прожекторов. А чем приборы архитектурного освещения отличаются от прожекторов по своему воздействию на растения, птиц и животных? А как же экология? А как же световое загрязнение?..

Факт, что именно этот проект стал победителем конкурса очень показателен. В мире идет много разговоров о том, как вдумчиво нужно проектировать освещение, каким аккуратным должно быть искусственное освещение по своему воздействию на человека и на природу.., но большинством голосов "прогрессивная общественность" выбирает проект, который больше воздействует на наши эмоции, чем на наш разум, и противоречит всем зеленым принципам, которые декларирует профессиональное сообщество. Может, не нужно себя обманывать?.. Нам все еще нужно «хлеба и зрелищ», мы хотим ярких впечатлений, а не спокойных световых решений для тихих прогулок под луной?

Magical Shores (Волшебные Берега) на острове Сентоза, Сингапур
Magical Shores (Волшебные Берега) на острове Сентоза, Сингапур

2 место – Площадь Clemenstorget, Швеция

https://darcawards.com/portfolio/clemenstorgetm-sweden/

Ключевые слова – безопасность, гостеприимность, игривость (playful).

-8

Проект освещения трамвайной остановки на площади Клеменсторгет в городе Лунде, в Швеции реализован в рамках реконструкции большого пространства площадью 7000 м2. Задача проекта реконструкции – создать привлекательное городское пространство, площадь должна быть одновременно функциональной, интересной и стимулировать воображение посетителей. В описании проекта авторы несколько раз подчеркивают, что они создавали безопасное и гостеприимное пространство.

Что получилось?

Территория вокруг трамвайной остановки освещена с хорошей равномерностью. Авторы подчеркивают, что освещение гарантирует, что каждый может легко разглядеть других людей на остановке, освещение обеспечивает приятную, однородную световую атмосферу, обеспечивающую безопасность на трамвайной остановке. При удалении от остановки атмосфера освещения становится более занимательной, появляется игра света и тени, освещения создает интересные световые узоры на земле, дополняя естественные тени от деревьев. Авторы постоянно подчеркивают, что этот прием освещения, кроме декоративной нагрузки, способствуют созданию безопасной и хорошо освещенной среды.

-9

Хороший, качественный проект, где свет выполняет не только функциональные задачи, но и оживляет пространство, раскрывает его совершенно по-новому для жителей, придает ему индивидуальности.

3 место – Menendez Pelayo Gardens, Барселона, Испания

https://darcawards.com/portfolio/menendez-pelayo-gardens-spain/

Ключевые слова – безопасность, привлекательный и понятный ландшафт (ландшафт естественный для пользователя).

В этом проекте для парка в Барселоне освещение развивает урбанистическую идею трансформации городского пространства в пользу новых зеленых зон. Свет идет вслед за озеленением. Авторы проекта поставили себе задачу подчеркнуть вертикальную плоскость озеленения, обеспечить правильный уровень освещенности, чтобы жители чувствовали себя в безопасности (опять безопасность), а также за счет освещения насытить пространство объемами и текстурами.

По словам авторов, освещение выполняет задачу сделать парк очень естественным для пользователя, а пользователями являются жители прилегающих к парку районов.

Проект определенно хорош, но если честно, скучноват. Не понимаю, почему он попал в тройку сильнейших. Но если рассматривать его с точки зрения сегодняшних трендов в освещении – это освещение для безопасности и максимальная естественность световых приемов для конечного пользователя.

Конечно, большинство проектов в номинации заслуживают очень пристального знакомства, каждый по-своему хорош. Для себя отметила следующие проекты:

Нить Ариадны, город Les Mans, Франция.

https://darcawards.com/portfolio/ariadne-france/

В греческой мифологии нить Ариадны позволяет Тесею вернуться в лабиринт Дедала после столкновения с Минотавром. Сценарий освещения исторического центра в городе Les Mans вдохновлен этой историей и предлагает своеобразное ночное «прочтение» общественных пространств, которое одновременно «прагматично, провокационно и поэтично» (мой вольный перевод описания проекта с английского).

-11

Авторы проекта решали несколько задач. Первая – создать комфортное функциональное освещение улиц и площадей района Святого Николая – обеспечить на всем пути мягкий и равномерный свет, который бы не оказывал влияние на фасады. Для решения этой задачи было решено использовать подвесную систему малогабаритных и маломощных светильников на растяжках между зданиями, авторы назвали этот прием вуалью. Достоинствами такого освещения они выделяют такие параметры, как отличная равномерность освещенности, контроль слепимости и нежелательной засветки в окна. А также – такой прием полностью освобождает проезд и тротуар, не ограничивая доступ для проезда спецтехники.

-12

Вторая задача этого проекта – воссоздать на улицах района звездное небо, созвездие «Нить Ариадны», ведущее современных путешественников по лабиринтам городских улиц.

Остров Канта в Калининграде

https://darcawards.com/portfolio/the-island-of-immanuel-kant-russia/

-13

Этот проект нельзя не отметить, потому это грамотный и красивый проект из России. Он достойно выглядит рядом с очень достойными конкурентами. Авторы с помощью света аккуратно зонируют пространство, управляют вниманием, делают территорию разнообразной и интересной. В проекте аккуратно присутствует цветной свет, что делает его смелым и драматичным.

Коллективная световая роспись жилого микрорайона, Финляндия

https://darcawards.com/portfolio/collective-light-mural-neighbourhood-finland/

Самый человеко-ориентированный и вовлеченный проект, на мой взгляд.

-14

Суть проекта представляет собой очень простую и очевидную идею – люди хотят иметь возможность влиять на места, в которых они живут. Отсюда вытекает предположение – достижение наилучшего результата в проектировании комфортной и безопасной среды означает вовлечение конечных пользователей. В городе Виронтерме проект освещения территории микрорайна, построенного в 60-х и 70-х годах, реализовали с активным вовлечением жителей. Раньше это был просто еще один обычный жилой район, а теперь у него есть своя собственная идентичность – это самая большая световая проекция в Скандинавии.

-15

Авторы рассказывают, что их главная цель состояла в том, чтобы сосредоточиться на освещении двора и улучшении комфорта и чувства безопасности в этом районе (и здесь опять про безопасность). Изучив исходную ситуацию, светодизайнеры решили, что свет может стать объединяющей идеей для всего района, формирующей его идентичность.

Дизайнеры собрали жителей вместе, чтобы те приняли участие в процессе проектирования. После предварительных опросов люди решили сами нарисовать элементы, которые будут проецироваться на стены их собственных домов. Дети в местном детском саду тоже участвовали в создании красочных деталей для проекций.

-16

В итоге красочное освещение стен жилых домов каждый вечер делает жителей и гостей района чуточку счастливей. Мультяшные персонажи и яркие цвета напоминают о том, что не всегда нужно быть серьезным и практичным, иногда можно улыбнуться и поиграть. Всего было спроектировано 70 гобо, по пять на каждые 15 стен, чтобы изображения и декорации могли меняться.

-17

Когда вы идете или едете по одной из улиц района, ваш взгляд фокусируется на сияющих изображениях, которые захватывают ваше внимание. Вместе светлые фрески создают единственное в своем роде коллективное произведение искусства, проявляющееся на стенах домов после заката солнца.

Общие выводы по всем проектам номинации SPACES.

Итак, что же сегодня в трендах городского наружного освещения? Как я уже говорила, первое место Волшебного Пляжа выглядит странно на фоне остальных проектов. Но похоже, этот проект демонстрирует глобальный мировой тренд – в «темные времена» легко эксплуатировать вполне объяснимую жажду света, цвета и зрелищ.

Дальше предлагаю списком те тенденции проектирования, которые присутствуют в большинстве представленных в разделе SPACES проектов:

  • Каждый второй проект своей задачей ставил свет как элемент безопасной среды, видимо, это тоже особенность «темных времен» – нам нужно чувствовать себя на городских улицах спокойно и хорошо видеть происходящее вокруг.
  • Do it playfully – слово playful очень часто встречается в описании задач проекта: где-то имея в виду декоративную роль света, где-то – игру света и тени, а где-то именно в контексте игривости, провокационности и интриги.
  • Работа с вертикальной освещенностью и активное использование архитектурного освещения фасадов в создании вечернего освещения городского пространства.
-18

  • Развитие темы осознанного потребления происходит в виде осознанного проектирования – проведение подробного анализа контекста, проведение социальных исследований, контроль светового загрязнения, управление освещением используется практически в каждом проекте городского освещения (от простого диммирования до динамики белого и создания световых сценариев для разного времени суток/года/мероприятий).
  • Стремление к максимальной естественности городского ландшафта, интеграция света в архитектурные элементы и озеленение, низкие уровни освещенности с мягкими контрастами и скрытой от глаз оптикой для максимального комфорта
-19

  • Интеграция различных «умных» технологий, навигации, рекламы и индикации внутри опор уличного освещения
     Набережная Круазетт в Каннах
Набережная Круазетт в Каннах
  • Кастомизация светильников для придания проекту (городскому пространству) индивидуальности, связи с историей места
Имитация света свечи для уличного светильника в проекте набережной города Sandvika в Норвегии
Имитация света свечи для уличного светильника в проекте набережной города Sandvika в Норвегии
  • Проектирование для жителей, а не только для туристов (эта тенденция очень мне нравится).
  • Яркие, эмоциональные, художественные и драматичные приемы освещения для создания определенной атмосферы, духа места
Парк Мира в городе Нагасаки
Парк Мира в городе Нагасаки
  • Цветной свет аккуратно и порционно вводится в вечерний городской ландшафт и демонстрирует, что при грамотной адаптации цветное освещение может очень украсить общественное пространство, сделать его уникальным
Отель и художественная галерея в Китае
Отель и художественная галерея в Китае

Всегда рада вопросам и дискуссии в комментариях. До встречи на канале Культура Света)

P.S. Кстати, наш проект Стена стадиона Юных Пионеров в конкурсе 2020 года тоже попал в финал в категории STRUCTURES: Low Budget.

Здесь я подробно рассказывала о нем в статье История о том, как пионеры на Царской Площади поселились.