У каждого есть любимый художник, любимая картина. И всегда интересно открывать для себя новые грани творчества уже, казалось бы, знакомого и «избитого» (особенно новомодными людьми от искусства) художника. Кого-то открываешь для себя постоянно, по-новому вглядываясь в его произведения. Для меня одним из таких художников является Юрий Васильевич Волков (1921-1991) – классик «крымской школы живописи».
Как правило, для любителей искусства он ассоциируется с историческими, батальными сценами. Будучи учеником Николая Самокиша, являясь участником Великой Отечественной войны он очень убедительно создавал (хочется сказать «реконструировал», но художественная составляющая берет вверх) образы и сцены из той, безусловно знаковой и очень личной для каждого русского эпохи. И в музеях он представлен именно военно-историческими полотнами.
Чтобы вы понимали о чем я - вот пример его творчества:
Именно таким я Волкова всегда и воспринимаю – монументальным, обстоятельным, от него не укроется ни одна деталь, она важна для повествования, для раскрытия характеров. Здесь на смену патетическому образу советского бойца (по-микеланджеловски написанному)
приходит образ растерянного, раздавленного неотвратимостью расплаты человека (даже не воина). Кем немецкие солдаты оказались на самом деле? Банальными мародерами, хапугами и рвачами, желающими прибыть к своим «фрау» с дарами и свидетельствами своей боевой славы. Но, этим мечтам не суждено сбыться. Мы видим хаос из разбросанных вещей и распростертых тел, с застывшим удивлением на лицах. Не на курорт приехали! Крах всему и вся!
Но если посмотреть на другого Волкова, не баталиста, а жанриста (очень мало работ, но все же!), то перед нами совсем другой художник.
Жизнеутверждающее творчество! Глядя на его людей труда самому хочется взяться за какое-нибудь орудие труда.
Недавно свет увидел долгожданный альбом «Юрий Волков. Подвиг души художника». В нем текст замечательным образом сочетается с иллюстративным материалом. На презентации жена художника (Ольга Волкова - искусствовед, преподаватель евпаторийской ДХШ, популяризатор творчества мужа) очень интересно комментировала некоторые аспекты творчества художника, его произведения.
Именно там и запомнилась, врезалась в память (на фоне батальных и экспериментальных работ) вот эта картина:
Очень уж современной она мне показалась. Тётка настолько пресытилась жизнью, что каждая деталь на картине об этом кричит. Она холеная и лощеная, но слишком высокомерна и недовольна, презирает всех и вся. Не только выражение лица (я его у многих нынешних мадам наблюдаю), но и антураж: наряд, зонтик, сумочка, маникюр, драгоценности и даже лениво поблескивающие камушки, убедительно рассказывают о том, что кому-то «бриллианты маловаты».
Здесь Волков выступает очень глубоким и тонким психологом, которому удалось проникнуть во внутренний мир человека. Посмотрите на один из вариантов образа героини
Ну чем не современная силиконовая кукла? С излишне огромными глазами, губами, бусами... Несуразная, ее слишком много. И художник отказался от такого утрированного подхода, остановившись на более глубокой психологической проработке образа
Как мягко свет лепит форму! Дама явно по опытней, губы и бусы на месте, но они только акцентируют внимание на глазах персонажа, именно взгляд играет определяющую роль в передаче атмосферы и настроения героини.
А какой Юрий Волков великолепный рисовальщик и колорист! Иногда мне этого в современной живописи очень не хватает. Этюд рук чего только стоит:
Глядя на такие произведения вспоминаешь вечную классику: "Времена всегда одинаковые!" А значит и будут хорошие художники-летописцы оставляющие частичку настоящего для потомков.
Желаю вам путешествовать с удовольствием! И, да, а какой у вас любимый курорт?
Если вам понравилось, то читайте еще: Топ-10 необычных натюрмортов и Прерванный полет. Михаил Казас