Гонки F1 проводятся аж с 1950 года. По сей день в мире вы не найдете гоночной серии, которая была бы старше и, тем более, престижнее... Здесь царствуют самые совершенные, дорогие и новейшие технологии, крутятся огромные деньги! Ставки высоки, а поэтому и гениальных умов, жаждущих любым способом обойти правила для получения малейшего преимущества над соперниками, тут хоть отбавляй! В этой статье мы продолжаем серию захватывающих обманов в Формуле-1! Сегодня я расскажу вам историю, которая произошла в 2020 году, о том, как виртуозно можно выходить за рамки регламента! Так что пристегивайте ремни, будет интересно!
Как обычно посмотреть этот материал в виде видео на моем Ютуб-канале можно по ссылке в конце статьи!
В начале сезона 2020 года автоспортивную общественность всполошило решение действующей чемпионской команды Мерседес, выигравшего 14 из 21 гонок в 19 году! Оно призвано стать главным «орудием победы» в их новом болиде W11. И заключалось в спорной системе рулевого управления, получившей название «DAS». Это стало одним из самых диких нововведений в автоспорте за последние годы!
Во второй день предсезонных тестов в Барселоне с бортовой камеры нового болида Мерседес, управляемого Льюисом Хэмилтоном, конкуренты узрели, как гонщик тянет руль на себя при разгоне, а на торможении совершает обратное действие, утапливая рулевое колесо вглубь к передней оси. Такие элементы самолетного управления привели к активной дискуссии среди напуганных конкурентов в паддоке! Процесс управления хорошо виден на этом видео: https://twitter.com/i/status/1230444698218745857
Они пришли к выводу, что манипуляции пилота позволяют управлять схождением колес, которое у болидов Формулы-1 обычно отрицательное, когда передняя кромка колеса вывернута наружу. Такое положение помогает увереннее проходить повороты, так как уже немного наклонена в его сторону. Но вот на затяжных прямых шина уже начинает излишне тереться об асфальт, перегреваться, а также любой угол создает создает больше аэродинамических завихрений, делая воздух более турбулентным и «грязным», заставляя болид терять в скорости.. Так что идеальное положение колес на прямых – нейтральный угол. Но когда другие команды используют компромиссные настройки схождения, «Серебряные стрелы» развели всех вокруг пальца! Их новая система на прямых способна ставить колеса параллельно друг другу! Но стоит только ударить по тормозам и утопить руль - покрышки тут же возвращаются к отрицательному углу схождения, чтобы вцепиться в поворот! Также DAS имеет еще одно применение: она не дает шинам остывать на длинных прямых и быстрее прогревает их на квалификациях, готовя таким образом к «рывкам» на важных участках...
Как бы то ни было, решение Мерседес кинуло соперников в холодный пот! Действующие чемпионы морально выиграли ещё до того как стартовал сезон... Протесты не заставили себя долго ждать! Первыми были Ред Булл. Они заявили, что манипуляции со схождением колес – это изменение настроек подвески на ходу, что запрещено правилами уже достаточно давно. Но в Мерседес ответили изысканно: они умудрились доказать федерации, что DAS – часть рулевой системы, а не подвески, а в правилах нет пунктов, запрещающих управление положением двух колес с помощью руля! Причем, данная система основана исключительно на механике, потому как электронные помощники также попадают под запрет!
Но это не успокоило соперников. Ferrari также обратилась к федерации за разъяснениями, а Red Bull дала ясно понять, что не согласна с решением судей. Они заявили, что в результате действия DAS меняется и дорожный просвет, и аэродинамика автомобиля на ходу, что тоже запрещено. На самом деле, в их словах был смысл. Но FIA сохранила лояльность к действующему чемпиону, хотя никто так точно и не узнал, как и для чего используется новая система...
Как заявил на одной из пресс-конференций сам технический руководитель Мерседес Джеймс Эллисон: «DAS вводит дополнительное измерение в процесс рулевого управления, которое, как мы надеемся, будет полезно для нас в течение года. Но как именно оно будет использоваться и для чего, это мы будем уже держать при себе». Также он сказал, что разработка не стала новостью для FIA, поскольку координировал ее создание с инженерами федерации. Регламент предельно чётко описывает, что можно, а что запрещено в рулевом управлении! А как мы знаем, что не запрещено – то разрешено!
Что же касается FIA, то под натиском команд, она все же к середине сезона выпустила отдельное заявление, подтвердив легальность системы в рамках технического регламента сезона-2020, но запретив её использование в будущем…
Росс Браун еще в 2016 году в книге «Тотальное сражение» (Total Competition) сказал, что команда Формулы 1, если действительно хочет победить, должна искать преимущество не только в технической, но также политической и экономической плоскостях. С этой точки зрения система DAS (а также то, как она была разработана и представлена миру) — пример тотальной победы. Судя по всему, устройство даёт преимущество в скорости (техническое преимущество); работы шли в контакте с FIA, которая согласилась с доводами и признала систему законной (политическое влияние); а желание повторить подобный успех обойдётся соперникам в круглую сумму (удар по экономике соперников). К тому же, в копировании нет никакого смысла: команды не будут тратить время и миллионы на дубликаты DAS из-за ее скорейшего запрета уже в следующем сезоне! Видимо, сегодня такие мимолетные решения и будут выигрывать гонки, выращивая будущих чемпионов! Конкуренция очень жестокая и плотная, технологии на пределе, поэтому кто хитрее и находчивее – тот и будет побеждать!
Ссылка на видео о Мерседес и системе DAS на моем YouTube: https://youtu.be/xTAOikEx7WI