Найти тему

Страстная седмица. Великая среда. Два Евангельских события: покаяние грешной жены и злой замысел Иуды

Оглавление

Центром богослужения этого дня являются два Евангельских события: покаяние грешной жены, возлившей миро на ноги Спасителя, и злой замысел Иуды, предающего своего Учителя и Господа.

В читаемом пророчестве Иезекииля открывается весь смысл Страстного пути Иисуса Христа, в котором горечь страданий претворяется в неизреченную радость.

Ночь со втор­ни­ка на среду Иисус Христос в по­след­ний раз пе­ред сво­ей смертью про­вел в Вифа­нии. Здесь в до­му Си­мо­на про­ка­жен­но­го уго­то­ва­на бы­ла для Спа­си­те­ля ве­че­ря. Же­на-греш­ни­ца, узнав, что Он воз­ле­жит в дому фарисеевом, приступила к Нему с ала­васт­ро­вым (але­баст­ро­вым) со­су­дом ми­рА цель­но­го дра­го­цен­но­го и воз­ли­ла Ему на главу, в знак сво­ей любви и благоговения к Нему (Лк.7:36-50).

Евангелие от Матфея, глава 26, стихи 6–16

26.6. Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного,

26.7. приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову.

26.8. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата?

26.9. Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим.

26.10. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня:

26.11. ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете;

26.12. возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению;

26.13. истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала.

26.14. Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам

26.15. и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников;

26.16. и с того времени он искал удобного случая предать Его.

Меж­ду тем, как Иисус Хри­стос воз­ле­жал в до­му Симона, первосвященники, книж­ни­ки и ста­рей­ши­ны иудей­ские, по­сто­ян­но наблюдая за Гос­по­дом, со­брав­шись у первосвященника Каиафы, советовались, как бы взять Иисуса Христа хит­ро­стью и убить. Но говорили: толь­ко не в праздник, чтобы не сделалось воз­му­ще­ния в на­ро­де. Тогда в беззаконное сборище при­хо­дит Иуда Искариот, один из двенадцати уче­ни­ков Иисуса Христа и пред­ла­га­ет: что ми хо­ще­те да­ти, и аз вам пре­дам его? С ра­до­стью при­ня­ли неправедные судии ко­вар­ный умы­сел Иуды, за­ра­жен­но­го ко­ры­сто­лю­би­ем, и поставиша ему три­де­сятъ среб­ре­ник. От­то­ле неблагодарный уче­ник искаше удоб­на времени да пре­даст Спа­си­те­ля ми­ра (Мф.26:3-16. Мк.14:1-11). Ис­пол­няя слова Гос­по­да о жене, за два дня до смерти Его по­ма­зав­шей Его ми­ром: во всем ми­ре речется и еже сотвори сия, в па­мять ея, Пра­во­слав­ная Церковь в Ве­ли­кую Среду вос­по­ми­на­ет преимущественно о жене греш­ни­це, воз­лив­шей ми­ро на главу Спа­си­те­ля, про­по­ве­дуя ми­ру, еже сотвори сия, в па­мять ея, и вместе об­ли­ча­ет пре­да­тель­ство Иудино.

Покаяние грешной жены. Фото взято из открытых источников интернета
Покаяние грешной жены. Фото взято из открытых источников интернета

В этот день последний раз читается "Господи и Владыко живота моего", читаемый в Великий пост, и заканчиваются земные поклоны.

Какие отрывки из Евангелия стоит почитать дома, что поможет быть духом вместе с Церковью в эти Великие дни:

Великая Среда: Ин. 12.17 - 12.50. Мф. 26.6 - 26.16.

Тропарь на Великую Среду, глас 8

Се Жени́х гряде́т в полу́нощи,/ и блаже́н раб, Его́же обря́щет бдя́ща,/ недосто́ин же па́ки, Его́же обря́щет уныва́юща./ Блюди́ у́бо, душе́ моя́,/ не сно́м отяготи́ся,/ да не сме́рти пре́дана бу́деши,/ и Ца́рствия вне затвори́шися,/ но воспряни́ зову́щи:/ Свят, Свят, Свят еси́, Бо́же,// Богоро́дицею поми́луй нас. (Перевод: Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот раб, кого найдет Он бодрствующим, но, напротив, недостоин тот, кого Он найдет беспечным. Смотри же, душа моя, не будь побеждена сном, да не будешь смерти предана, и заключена вне Царствия, но воспрянь, взывая: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, по молитвам Богородицы помилуй нас!)

Кондак на Великую Среду, глас 4

Па́че блудни́цы, Бла́же, беззако́нновав,/ слез ту́чи ника́коже Тебе́ принесо́х;/ но молча́нием моля́ся припа́даю Ти,/ любо́вию облобыза́я пречи́стеи Твои́ но́зе,/ я́ко да оставле́ние мне, я́ко Влады́ка пода́си долго́в,/ зову́щу Ти, Спа́се:// от скве́рных дел мои́х изба́ви мя. (Перевод: Больше чем блудница беззаконий совершив, слез потоков я Тебе вовсе не принес; но в безмолвной мольбе припадаю к Тебе, Благой, с любовью целуя пречистые ноги Твои, дабы Ты даровал мне, как Владыка, прощение долгов, взывающему Тебе, Спаситель: «От дел моих нечистых меня избавь!»)