Доступность высшего образования в России:
В современных реалиях, с приходом глобализации, рыночной экономики, государство наиболее остро ощущает необходимость формирования крепкой базы кадров, обладающих знаниями в сферах экономики, медицины, энергетики, природопользования и т.д.
Как сообщает источник ТАСС, в своем послании Федеральному Собранию Владимир Путин констатировал: "Такого широкого бесплатного доступа к высшему образованию, как в России, можно ответственно сказать, нет практически ни в одной стране мира".
Говоря о доступности высшего образования, оценке подлежат такие критерии как: количество бюджетных мест, система приема на бюджетные места, соотношение количества абитуриентов и лиц, получивших соответствующие дипломы, а также качество образования, получаемого будущими абитуриентами в общеобразовательных школах.
Так, возьмем в пример классическую модель: 11 классов, ЕГЭ по результатам которого вчерашние школьники становятся студентами ВУЗов.
Идея Единого Государственного Экзамена понятна – дать одинаковый шанс на поступление в ВУЗы студентам из периферии и студентам из крупных городов.
Но все ли так радужно складывается на практике? Неравенство доступа начинается еще на стадии подготовки школьников к ЕГЭ. Так, например, не секрет, что основную часть граждан Росси составляют люди с доходом ниже среднего класса. Дети из таких семей не имеют доступа к платным курсам, репетиторам, который имеют дети среднего класса и выше, но об этом не принято говорить, есть ЕГЭ, там все равны, а что было «до» мало кого интересует.
Система проверки ЕГЭ также зачастую подвергается критике, так, например, часть, в которой даются развернутые ответы, проверяют специально обученные люди (проверяющие). Здесь, нельзя исключать человеческий фактор.
Кроме того, возьмем в пример двух абитуриентов: один получает 198 баллов, проходит минимально установленный порог для поступления на платное отделение, заключает контракт и становится студентом.
Другой – получает 246 баллов, не добирает 2 балла до бюджетного места, не имеет возможности заключить договор об оказании платных образовательных услуг, остается выбор: поступить в колледж, пойти работать и попробовать поступить в ВУЗ в следующем году, но, как известно, за год работы тяжело сохранить знания на прежнем уровне.
Так, мы можем видеть распространенную ситуацию, когда человек с желанием и потенциалом стать хорошим специалистом, вынужден отказаться от этого из-за невозможности получить высшее образование платно.
Кроме того, нельзя без внимания оставлять часть бюджетных мест, которые выделяются по льготным условиям, что тоже сокращает число лиц, которые смогут поступить в итоге на бюджетное место, несмотря на способности.
И все же, нельзя не отметить работу нашего государства в данном направлении, так в 2020 году российские вузы получили дополнительно около 30 тысяч бюджетных мест. В 2021 - 2022 учебныхгодах количество бюджетных мест сразу планируется увеличить на 9% – до 542,7 тыс.
Таким образом, мы можем видеть попытки государства сделать образование действительно более доступным, конечно, система не идеальна и требует более детального и персонализированного урегулирования. А что вы думаете по этому поводу? Действительно ли высшее образование в России является доступным?