Найти тему

Как замечать прогресс в собственном развитии?

Недавно ученица пришла ко мне в студию на занятие и сказала:

— Знаете, я вот вроде бы и занимаюсь, и стараюсь, а вчера достала свои работы в стиле анимэ, которые рисовала год назад, и поняла, что не сильно прогрессирую.

Думаю, с этим сталкиваются многие художники. Когда вроде бы рисуешь, а чувствуешь потолок и не видишь собственного развития. И как-то сразу улетучивается и без того капризное вдохновение, опускаются руки, не хочется снова браться за кисть или карандаш, не видя на выходе как минимум шедевра.

Почему так происходит?

  1. Завышенные ожидания. Вы уже нафантазировали себе в голове, по меньшей мере, «Последний день Помпеи» или «Явление Христа народу», а из-под пера выходит «палка-палка-огуречек». Но у Брюллова и Иванова тоже не каждая работа знаменита на весь свет, и думаю, они понимали, что не каждый их эскиз, этюд или готовая работа станет признанным миром шедевром. Они просто трудились, работали, искали и не останавливались. Поэтому, садясь за работу, просто работайте. Не получится шедевр, значит, получится опыт.
  2. Если вы работаете в одном стиле, ограниченном определенным набором требований к изображению, как в анимэ, то тут пробить потолок ещё сложнее. Надо не просто рисовать для себя, а тратить все своё время на рисование только в этом стиле, забывая про еду и сон, чтобы расширить границы и создать что-то новое и уникальное внутри рамок.
  3. Я всегда привожу ученикам пример: представьте, что вы переезжаете. Чтобы перевезти вещи со старой маленькой квартиры на новую, большую и светлую, вы расставляете перед собой коробки и складываете в них нужные вещи. Глупо положить в коробку пару носков и сразу начать перетаскивать. Сначала вы ее наполните и только потом перенесете. Так и с навыками. Каждая работа – это всего лишь очередная «пара носков» в вашей коробке навыков, которые переносят вас на новый уровень. Самонадеянно ждать, что одна работа качественно изменит ваш подход за один раз, но одна работа из множества совершенно точно это сделает.
  4. Какой же правильный посыл был в вопросе ученицы? Она сравнивала себя с собой в прошлом! И это очень важно! Не сравнивайте себя с другими, особенно в интернете, вы не знаете, сколько «коробок» и с какими знаниями уже загрузили в себя эти люди.
  5. Удобно выкладывать свои работы, а потом соцсети подкидывают вам рубрику «Воспоминания» год назад, два, три, и тут вы точно не пропустите момент своего прогресса.

Для примера поделюсь с вами своими работами. Я три года подряд участвую в марафон Inktober – в течение месяца каждый день рисую работу в графике, на выходе получается 31 работа. Покажу худшую и лучшую работа месяца за три прошедших года.

Итак, 2018:

Нарисованная «на коленках» сова-часы, без какой бы то ни было проработки
Нарисованная «на коленках» сова-часы, без какой бы то ни было проработки

Этого персонажа практически все знают. Тогда, в 2018, я считала это практически подвигом
Этого персонажа практически все знают. Тогда, в 2018, я считала это практически подвигом

В 2019 я объединила все работы темой Мальчика, который выжил:

Худшая работа из моего Inktober 2019
Худшая работа из моего Inktober 2019
Моя лучшая работа тушью за октябрь 2019 года
Моя лучшая работа тушью за октябрь 2019 года

Следом был 2020. И если лучших уже определенно стало больше, то была одна единственная, которую без сомнения можно назвать худшей. Но ее можно сравнить с 2018, и сердце сразу успокаивается

Тоже сделана «на коленке», но уже точно лучше, чем в 2018
Тоже сделана «на коленке», но уже точно лучше, чем в 2018
Одна из множества классных работ за 2020 год
Одна из множества классных работ за 2020 год

Если в 2018 году за месяц из 31 работы я была довольна 9 работами, то в 2020 я НЕ довольна 4. А это классный показатель прогресса.

А ещё я понимаю, что не возможно быть довольной всеми работами, особенно когда сравниваешь их друг с другом. Но можно видеть собственный рост и кайфовать от этого! Чего и вам желаю!