История постройки церкви Иоанна Предтечи в Дьякове тоже темна и противоречива. И.М.Снегирев высказал предположение, что большой каменный храм в приселке Дьяково старинного дворцового села Коломенское являлся в древности личным богомолием Ивана Грозного. Снегирев исходил из того известного факта, что здесь в Коломенском царь имел обыкновение в торжественной обстановке праздновать свои именины. По понятиям того времени, для этого требовалась специальная церковь. Такой церковью, по Снегиреву, могла быть главная церковь шестипрестольного Дьяковского храма, основной престол которого был посвящен Усекновению главы Иоанна Предтечи – дню тезоименитства царя Ивана.
Ф.Ф.Рихтер предполагал, что «храм был заложен по обету до Иоаннова рождения, предсказанного каким-то юродивым Домитианом великой княгине Елене, а совершен в 1530 году». Но, если верить легенде, великая княгиня получила предсказание уже будучи беременной, т.е., где-то в начале 1530 г. Раньше этого срока Василий III не мог заложить церковь в честь ангела младенца, ни пола, ни крестильного имени которого он до этого момента не знал. Кроме того, на Руси вообще не было обычая посвящать обетные церкви ангелам неродившихся детей, поскольку таковой мог появиться у младенца только после его рождения и наречения, в первые часы и дни его жизни.
А.М.Павлинов сумел увидеть в наименовании пяти древних приделов церкви систему. В своей «Истории русской архитектуры» он указал на существование при Дьяковской церкви двух т.н. «зачатьевских» приделов, посвященных соответственно Зачатию Иоанна Предтечи и Зачатию святой Анны. Полную, хотя и умозрительную, расшифровку системы наименований приделов Дьяковской церкви дал Ф.Ф.Горностаев, – ему удалось связать все шесть престолов с трагическими обстоятельствами последних лет жизни Василия III – бездетностью, вынужденным разводом, вторичной женитьбой и последовавшими за этим новыми мольбами о чадородии.
Согласно Ф.Ф.Горностаеву, «главный престол в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи указывает на желание иметь наследника, тезоименитого своему деду. Мольбе о зачатии посвящаются два придела Зачатия Иоанна Предтечи и Зачатия святой Анны. Греховность неверия и греховность сомнения выражаются в мольбе к Апостолу Фоме, которому был посвящен третий придел. Четвертый придел в честь святителя Петра Чудотворца, несомненно, указывает на мольбу к святителю покровителю рода Калиты о даровании чуда. Учреждение придела в честь матери Елены и царя Константина понятно в смысле покровительства патронов супруги князя».
Другие статьи канала (ссылки могут не отображаться, но работают, нажимайте на названия): об истории Горного Алтая, шаманизме и Аркаиме ; о Звенигороде и Новом Иерусалиме ; о Переславле-Залесском и музее паровозов ; о Троице-Сергиевой Лавре и окрестностях
Как бы то ни было, церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове — единственный, помимо собора Покрова на Рву, более известного как Храм Василия Блаженного на Красной площади, - сохранившийся многостолпный храм XVI века. Выдающийся памятник русского зодчества.
По В.Кавельмахеру
Предыдущие статьи по теме: " Метал ли Тамерлан жеребца на городскую стену ?", " Буйная история рода Шуйских ", " Василий - значит царь ", " Ветвистый род Шуйских ", " Помилованный на плахе ", " Царевич Дмитрий, спасшийся второй раз ". " Не тот Илья Муромец ", " Лжедмитрий II не был вторым самозванцем ", " Пошто воевал Тферь ?", " Крепость, притулившаяся в лесах ", "Средневековое укрепление, актуальное в ХХ веке", "По следам засечной черты", "Девлет-Гирей в Тульской губении", "Тульское сидение", "Константин - это Святослав, а Дмитрий - это Всеволод", "Почему игумены-основатели монастырей их покидают "вдруг", "Потомственый полководец", "Мотылек во главе войска", "Кто жил в Коломенском между дьяковцами и славянами?", "Дыра во времени в Коломенском", "Ценное владение московского князя", "Языческие традиции при строительстве православного храма"