Найти в Дзене
Чтец смыслов

Смотри же, чтобы какая-либо страсть не овладели твоею душою и ты не предал своего Господа и Учителя

Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский

Иуда - предатель

Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролю­бием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, Праведного Судию, предает. (Тропарь во Святой и Великий Четверток на утрени)

В Гефсиманском саду, в преддверии Своих Голгофских страданий, Христос Спаситель горячо молился Своему Небесному Отцу. Невыра­зимая скорбь объяла душу Божественного Страдальца. Душа моя скорбит смертельно (Мф. 26, 38),— вырывается крик у Спасителя в Гефсимании.

О чем же страдал Господь наш? Спаситель предвидел: Его ближай­шие ученики скоро оставят Его, а иные предадут. Поведут Спасителя на суд неправый, осудят на позорное распятие, а умрет Он на кресте посреди двух разбойников...

Христос Господь знал, что тот народ, которого Он так облагоде­тельствовал, осмеет Его, надругается над Ним и согласится на Его смерть позорную. О многом страдал Спаситель мира, чего не может постичь человеческий разум.

А как велики страдания Господа, об этом свидетельствовали капли крови, падающие с Пречистого чела Его.

И в эти часы необъятных скорбей Своих Спаситель мира почув­ствовал особую нужду в дружеской поддержке. Три апостола Христо­вых: Петр, Иаков, Иоанн — были вместе с Господом в саду Гефсиманском. Полный скорби душевной, приходит Иисус к ученикам Своим и находит их спящими от утомления и печали. И говорит Спаситель Петру: Симон! Ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? (Мк. 14, 37). Трижды приходил Спаситель к ученикам, и всякий раз находил их спя­щими. И только Ангел с неба укреплял Страдальца.

Но вот кончается духовное борение. Спаситель принимает покорно чашу Своих страданий. Отче!.. не Моя воля, но Твоя да будет (Лк. 22, 42). Спаситель встает от молитвы и видит толпу людей: это слуги и воины первосвященника приближаются с факелами и оружием в ночной тьме, чтобы взять Спасителя...

Но кто же это впереди? Кто ведет толпу? Это — Иуда, ученик Хрис­тов, апостол. Появился, говорит евангелист, народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда. чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого? (Лк. 22, 47-48).

Что делаешь, Иуда, Кого предаешь?! Своего Божественного Учи­теля! Неужели ты забыл, сколько благодеяний воспринял ты от Госпо­да Иисуса? Не тебя ли Он удостоил быть Своим ближайшим учени­ком? Не тебе ли, наравне с другими апостолами, даровал силу творить чудеса?.. Вспомни, как всего лишь сегодня, на Тайной вечери, Спаси­тель умыл твои ноги и святой трапезы Своей сделал причастником. «Кий тя образ, Иудо, предателя Спасу содела? Еда от лика тя апостольска разлучи? Еда дарования исцелений лиши? Еда со онеми вече­ряв, тебе от трапезы отрину? Еда иных ноги умыв, твои же презре? О, коликих благ непамятлив был еси!» (во Святой и Великий Пяток на утрени седален).

Как же случилось это неслыханное преступление? Как апостол предал Своего Учителя и Бога? Вошел же сатана в Иуду, прозванного Иска­риотом, одного из числа двенадцати, и он пошел, и говорил с первосвященни­ками и начальниками, как Его предать им (Лк. 22, 3-4). Несчастный Иуда оказался орудием в руках того страшного, невидимого для внешних очей, но реально существующего врага людского, который от начала мира и до конца его будет поднимать человека против Бога.

У Иуды оказалась одна страсть, овладевшая его душою, через что и вошел в Иуду сатана. Эта страсть — сребролюбие. Иуда имел при се­бе денежный ящик, опускал туда все, что давали в пользу Спасителя и Его учеников. И пристрастился Иуда сердцем к деньгам. В Вифа­нии, в доме Лазаря, которого воскресил из мертвых Спаситель, была уготована вечеря сестрами Лазаря, Марфой и Марией, для Господа и Его учеников. Во время вечери Мария, взяв нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Господа Иисуса Христа и отерла волосами ноги Его, и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Спасителя сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим ? Этот ученик был Иуда Искариотский. Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор (Ин. 12, 5-6),— так характеризует Иуду другой ученик Хрис­тов — Иоанн Богослов. И страсть сребролюбия так захватила Иуду, что он решился ради нее предать Спасителя. Иуда приходит к перво­священникам и говорит им: что вы дадите мне, и я вам предаем Его ? Они предложили ему тридцать сребренников (Мф. 26, 14-15).

Книжники и первосвященники давно уже хотели убить Спасителя, они искали лишь подходящего случая. Они боялись народа, который любил и благоговел перед Иисусом. Господь постоянно был окружен народом, а книжники хотели взять Его тайно, когда Он будет один. Когда Иуда предложил свое предательство, первосвященники весьма этому обрадовались. Они условились, что Иуда предаст им Спасителя одного, без народа. Иуда знал, что Спаситель уединяется в Гефсиманском саду, и тотчас сообщил первосвященникам. Те прислали слуг и во­инов своих с оружием, а указывал всем путь Иуда, который целованием предал Спасителя. Иисуса Христа связали и повели на суд. Господь наш Иисус Христос добровольно пошел на страдания, и от Иуды не зависе­ла смерть Спасителя. Но Иуда оказался земным орудием смерти Гос­подней.

Спасителя привели к первосвященникам. Уже была ночь. Спешно собирается Синедрион и выносит скорый, но неправый суд — предают Господа на смерть. Завтра Спасителя поведут к Пилату, который утвер­дит смертный приговор. А там и казнь на Голгофе, через распятие на кресте, — мучительная, позорная.

Иуда сделал свое дело. Но где теперь Иуда? Что чувствует он? Иуда переживал ужасные муки. Душа его содрогнулась, когда он узнал, что Спаситель осужден на смерть. Его охватило жгучее раскаяние. Иуда приходит к книжникам и фарисеям и публично кается: согрешил я, пре­дав кровь невинную (Мф. 27, 4), — и бросает первосвященникам сребре­ники. Потом в ужасе и отчаянии выбежал и удавился. Таков был ко­нец Иуды.

Отчего тяжкою, страшною смертью умер Иуда? Оттого, что не ве­рил в милосердие Божие. Господь, несомненно, простил бы покаявше­гося Иуду, как простил Своих распинателей: Отче! прости им, ибо не зна­ют, что делают (Лк. 23, 34).

Когда я вспоминаю о несчастном Иуде, бывшем апостоле Христо­вом, а потом ставшем предателем, я думаю о других людях, которых много, много среди нас. Сколько среди нас таких, кто по внешности признает Господа, а в действительности вредит делу Христову на зем­ле. А сколько явных предателей, отрекшихся за сребреники от Христа Бога Своего и Учителя, Которому в детстве и ранней юности они так горячо молились и служили. Как много таких, кто осмеивает свои ре­лигиозные порывы, отрицая бытие духовного мира. Они все не толь­ко не лучше Иуды, а хуже его. Почему? Иуда, предавши Спасителя, му­чился, страдал, приходил в ужас от своего преступления. Смотрите: Иуда, о котором мы всегда с таким содроганием вспоминаем, кается в своем грехе, отказывается от сребреников, которыми прельстился. А у нас — отрекаются от Спасителя, предают Его со спокойной со­вестью, не думая о том, что они — тяжелые преступники, предатели Бога. Да воздаст всем им Господь, Праведный Судия.

А мы с вами, возлюбленные, оставшиеся верными Христу Богу, знаем — кем был Иуда и кем стал.

И ты, православный христианин, имеешь великое преимущество: ты — ученик и друг Христов! Смотри же, чтобы какая-либо страсть, как сребролюбие у Иуды, или зависть книжников, или неверие саддукеев, не овладели твоею душою и ты не предал своего Господа и Учителя.

Да мимоидет от нас жребий Иуды, но пусть будет наша часть с вер­ными и славными апостолами Христовыми, ихже молитвами спаси нас, Господи! Аминь.