Вернее, предметы, которые в них изучают. В том объёме и виде, который есть сейчас.
У меня дети в школе уже лет 15 учатся. И вопросов этот "образовательный процесс" вызывает тьму-тьмущую! Особенно в сравнении с теми 10 годами, которые я сама провела в школе. Правда несколько раньше, что сильно меняет дело и смазывает картину. Раньше и система образования была "лучшая в мире", и воспитательная составляющая была огромной. Но, обо всём по порядку:
1. Письмо.
Это раньше дети в школу шли, чтобы научиться писать. Сейчас и курсы подготовительные и репетиторы к их услугам, но в 1 классе никто их не учит писать. Ни красиво, ни правильно, ни как. Они должны уметь сами. Если не умеют - родители виноваты, не подготовили к школе.
Палочки, крючочки и прочие "тренировочные" задания пролетают как дым паровоза. Не зависимо от результата.
Прописи 1, 2, 3, 4 - за полгода заполнены все. Как? Да не важно! Прошли и ладно. Можно мимо. Поставили "галочку" - погнали дальше.
Красивый, каллиграфический почерк - зверь диковинный, в стенах Современной Школы не живёт и не выводится. Да просто ровным и аккуратным ни сами учителя, ни, тем более, их подопечные похвастать не могут.
Сейчас много говорят об "индивидуальном подходе". Раньше о нём не говорили вовсе, не было в СССР такого явления. Зато тетрадки без косых линеек разрешали использовать только тем кто хорошо, красиво писал. Умничкам-отличникам. А остальные завидовали, старались, тянулись им вдогонку. И с тетрадями без тонких строчек так же поступали: одному разрешали, другому, ещё парочке... А сейчас: 1 класс - косая линейка, второй - без неё, третий - широкая. Зато все равны, никого не выделяют, психотравм не наносят деткам. А то что с этим кривым и корявым почерком им всю оставшуюся жизнь мучаться придётся - их проблемы.
Не учитель же виноват в том что 30 человек в классе "криворукие"! Он-то их хорошо научил, по программе, в соответствии с методическими рекомендациями.
2. Русский язык.
Изучают в школе русский язык. И раньше его изучали и сейчас. И количество часов в неделю как будто бы примерно такое же. И нужен он, бесспорно! Каждому кто на территории России живёт, хотя бы как "государственный" язык. Помните: "не попить без грамоты, не поесть, на воротах номера не прочесть"? То есть мотивация, хочешь - не хочешь, а должна быть хоть какая-нибудь.
Вот только на уроках не языку учат, не грамоте, не правильной речи, а проходить тесты, на вопросы отвечать "для ЕГЭ и ГИА".
Сочинений дети почти не пишут, а ведь это и творчество, и умение словами свои мысли выразить, и понимание прочитанного.
Диктантов почти не пишут, а ведь навык письма под диктовку необходим им, как минимум, до конца обучения.
Изложения да сжатые изложения пишут. Выбросил из предложения все прилагательные и однородные члены - вот и вся работа. Можно не понимать о чём текст, можно не вникать, не вчитываться в суть. Главное чтобы количество оставшихся слов совпало с нормативным значением.
Наш "великий, могучий" язык сводят к банальному количеству слов. И всё это с молчаливого согласия "общественного мнения"! Мало того что в своём кругу, в переписке дети "портят язык" всевозможными спс, пж, плиз и т.д. Так их речь ещё и на уроках русского языка "добивают". От текста упражнений, простите "шерсть на загривке дыбом встаёт".
Встречаются иногда отдельные предложения из классической литературы. А остальное производит впечатление полнейшей безграмотности составителей учебников.
А для тех, кому близка и интересна тема школы, мы собрали публикации с тегом
#школа на пути к мечте