Найти тему
Чтец смыслов

Церковное чтение и пение, как средство для оживления приходской миссии

Священномученик Амвросий (Гудко), епископ Сарапульский

Церковное чтение в наших храмах совершается большею частью неопытными чтецами монотонно, безжизненно и способно навести скуку или даже и усыпить многих из наших богомольцев. Справедливо и то, что таковым это чтение бывает преимущественно потому, что наши чтецы мало проникаются содержанием читаемого, т. е. читают механически, безучастно, как бы только для бездушного исполнения своего долга и устава. И отсюда ясно, что одно из средств научить наших чтецов исправить этот не­достаток — научиться читать вразумительно и одушевленно — это расположить их старательно готовиться дома к чтению в храме, вникая по возможности в смысл читаемого <...>. Но в этом не вся еще сущность дела, трудно поправимого особенно потому, что для сего требуется не одно только доброе желание, но та огненная ревность по Бозе, тот ду­ховный огонь, который Господь наш пришел бросить на землю и желает, чтобы он поскорее возгорелся (Лук. 12, 49), но которым, увы, не воспламенены души многих деяте­лей на ниве Христовой и из тех, которые поставлены на высшей ступени, чем наши церковные чтецы. Последних должны учить пастыри Церкви: но разве многие из наших пастырей умеют (или хоть имеют доброе желание учиться) читать в церкви, как следует? Увы, нет и нет! А между тем уже один пример одушевленного чтения наше­го славного всероссийского пастыря отца Иоанна Кронштадтского должен бы научить многому и многих. <...>

А что касается совета <...> все читать в церкви, для большей его удобопонятности для народа, не по-славянски, а по-русски, — то мы достаточно наслуша­лись подобных советов на эту тему от церковных и иных деятелей в печальной памяти «освободительные» годы. И теперь пора бы уже покончить подымать такие разговоры. Нет, сам народ наш сего не пожелает и не примет. И вообще — подобными искусственными мерами и путями не поднять нам духовного просвещения нашего, действительно еще очень темного, народа. Но для этого необходимо нам — духовным просветителям народа самим прежде просве­титься светом Христовым, читая почаще Слово Божие и святых отцов, — воспламениться духом огненной ревности о слове Божием, полюбить церковную службу, совершать ее истово, благоговейно (без излишних ее сокращений и искажений) и затем учить наш народ и пониманию службы этой, и истинной вере Христовой, и доброй жизни — учить усердно, горячо, непрестанно.

Вот сейчас идет Великий пост, время говения, прибли­жается Страстная Седьмица, с ее умилительными службами. Какое это удобное время для того, чтобы расшевелить, смяг­чить и умилить душу христианина, если положенные на это время церковные службы совершать надлежащим образом! Пусть важнейшее из церковных чтений прочитает, сам священник, показывая пример псаломщику, как следует читать. Для того, чтобы чтение было более внятно, слышно для богомольцев, — чтец должен становиться или к середине церкви, когда есть кому петь на клиросе и он может быть свободен от пения, — для чего следует ставить осо­бое возвышение; — или же — если ему приходится и петь, — мо­жет стоять и на клиросе, но не в углу его, а поближе к середине церкви, к амвону и непременно — в полуоборота к молящемуся в церкви народу, которому однако нет необходимости видеть самого чтеца, выражение его лица и фи­гуры: одно нужно, чтобы он читал достаточно громко и выразительно и чтобы в чтении надлежащими тонами звуча­ли струны его сердца. Он ведь не свое читает; но тогда его устами мы слышим, как учит нас Господь устами святых пророков, апостолов, святых. угодников.

Также и о церковном пении нам следует позаботить­ся, чтобы оно было поставлено не только вразумительно, но и умилительно, молитвенно. Как помощь хору, необходи­мо вводить общенародное пение, способное так оживить обще­церковную молитву. Главнейшие песнопения нужно народу по­чаще объяснять. Конечно, все это нелегко и потребует от пастыря немало трудов. Но зато и польза будет велика.

1915 год