В Едином центре мониторинга установят программное обеспечение, которое будет «наблюдать» за противопожарными объектами для исключения некорректной оценки аварийных сообщений сигнализации. Достойная внимания идея пополнила в этом году портфель проектного комитета ООО «Газпром добыча Ноябрьск». Мониторинг состояния автоматических установок пожарной сигнализации объектов Общества установили на базе автоматизированного рабочего места «Орион-Про». Суть полезной идеи заключена в следующем: объединить данные на базе отечественного программного обеспечения, что позволит вести учет реальных и ложных сработок автоматической пожарной сигнализации и быстро возвращать системы в рабочее состояние.
Полезный и реалистичный в исполнении проект еще и довольно экономичный. Затраты на его реализацию составят порядка 250 тысяч рублей. Основные расходы связаны с приобретением программного обеспечения. Польза от внедрения очевидна: количество ложных сигналов пожарной сигнализации и напрасных выездов специалистов на объекты уменьшится, и это даст существенную экономию ресурсов и времени.
– Каждый работник нашего предприятия знает о существовании пожарной сигнализации и, более того, участвует в тренировках по эвакуации, когда она срабатывает, – рассказывают авторы проекта. – Вспомним, что любое мероприятие в компании всегда начинается с объявления, что сегодня проверка пожарной сигнализации не планируется. А это значит, что если прозвучит сообщение о возникновении пожара, то он реальный. Автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС) оборудованы не только административные здания, но и склады, помещения аппаратных и серверных, теплые стоянки транспорта, общежития, гостиницы на всех объектах ООО «Газпром добыча Ноябрьск». Их предназначение – обнаружение очагов возгорания и своевременное оповещение об этом людей. Пожарная сигнализация создает безопасные условия труда с целью сохранения здоровья и жизни работников, защиты имущества предприятия. Ответственность за работоспособность огромного количества автоматических установок в круглосуточном режиме несет отдел по техническому обслуживанию АУПС Управления автоматизации и метрологического обеспечения. Кроме проведения планового технического обслуживания, специалисты отдела в любое время суток обязаны выехать на любой объект по звонку для устранения обнаруженной неисправности.
Здесь и возникает проблема – некорректная оценка информационных и аварийных сообщений АУПС, которые выводятся на пульты контроля и управления. Они установлены в помещениях с постоянным пребыванием дежурного персонала. Понятно, что дежурный общежития или инспектор СКЗ не является специалистом АУПС. Поэтому, если сработала пожарная сигнализация, все считают, что случилось что-то серьезное. Но зачастую происходит переоценка значимости произошедшего события, потому что срабатывает пресловутый человеческий фактор. И нередко работники отдела по ТО АУПС вызываются срочно «на пожар», а по факту возникшее событие незначительно и устранимо в плановом порядке. Ситуация усугубляется, когда подобное происходит на удаленных производственных объектах. Это приводит к отвлечению обслуживающего персонала, потере драгоценного времени и увеличению транспортных расходов. Решение проблемы есть. Идея витала в воздухе давно. Ее суть – выведение всех информационных сигналов локальных АУПС в единый диспетчерский центр посредством РСПД. Это позволит контролировать состояние автоматических установок на всех объектах, определять приоритеты задач и способы их решения. До определенного времени реализовать идею было весьма проблематично. Однако одна российская компания разработала соответствующее программное обеспечение и аппаратную часть – внедрение этого ПО даст возможность устранить давно «висевшую» проблему.
В 2020 году эта идея получила положительные отзывы на научно-технической конференции предприятия. Было решено вынести ее на рассмотрение проектного комитета. Благодаря его поддержке теперь идея стала конкретным планом. Срок его реализации намечен на февраль 2022 года.