Сделали подборку статей по КТРУ: разбираем, как и где нужно применять КТРУ, когда можно и нельзя применять доп. характеристики и так далее. В каждой статье приводим примеры и решения ФАС по закупкам медицинского оборудования.
Для тех, кто начинает работать в закупках: КТРУ — Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Правила применения КТРУ указаны в Постановлении Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (ред. от 24.11.2020) и приложениях к нему.
Где и как нужно использовать КТРУ
КТРУ нужно использовать везде: в извещении, в документации, в контракте, в реестре контрактов, в описании объектов закупки. Причем это касается и закупок с единственным поставщиком.
Некоторые позиции КТРУ можно не применять. У каждой позиций указан период, когда ее нужно обязательно применять. Если дата начала применения еще не наступила, то эту позицию использовать не обязательно.
В каждой позиции КТРУ много информации: наименование, характеристики, единицы измерения, коды позиций, дата включения в каталог, когда обновлено и так далее. Но в документации по закупкам не обязательно указывать всю эту информацию — пункт 4 правил использования КТРУ.
В документации нужно обязательно указать для товара, работы, услуги:
- наименование
- единицу измерения
- описание
На что обратить внимание
В КТРУ у некоторых товаров, работ, услуг нет описания. В таких случаях можно его не указывать или взять описание из раздела «Справочная информация».Описание из этого раздела содержит «или», «не менее», «и/или» и др. Очень часто его копируют в документацию закупки без изменений. Если участник закупки скопирует из документации такое описание в свою заявку, его не нужно отклонять за это. Если отклонить, то ФАС будет на его стороне:
Решение Омского УФАС № 055/06/33-1348/2020 от 23.12.2020 г.,
решение УФАС по Республике Башкортостан № ТО002/06/105-2890/2020 от 02.11.2020 г.
Также в документации можно указать:
- код позиции каталога
- справочную информацию: коды товара, работы, услуги по российским и международным системам классификации, каталогизации
информацию о типовых условиях контрактов - дополнительную информацию о товарах, работах, услугах: характеристики, производитель, торговое наименование, наименование мест происхождения товаров, ценах за единицу, условия поставки и выполнения работ, оказания услуг.
Когда можно и нельзя использовать дополнительные характеристики в описании объекта закупки
Для описания товаров, работ и услуг нужно брать характеристики из КТРУ. Их может быть недостаточно, поэтому можно указать доп. характеристики. Но это можно сделать не всегда — пункт 5 правил использования КТРУ и статья 33 №44-ФЗ.
✔️ Доп. характеристики можно использовать в описании объекта закупки, если указать обоснование их применения в извещении и документации о закупке.
Если обоснование будет общей фразой для всей закупки, УФАС может не принять его и отменить закупку. Он также может отменить закупку, если не указать обоснование вообще. Так, Ростовский УФАС отменил результат закупки, потому что заказчик в документации не обосновал доп. характеристики.
Пример практики, когда заказчик указал в документации обоснование по каждой характеристике и УФАС встал на его сторону. Решение Санкт-Петербургского УФАС делу 44-1074/21 от 15.03.2021 г.
❌ Доп. характеристики нельзя использовать, если:
- установлено ограничение на поставку радиоэлектронной продукции — ПП № 878 от 10.07.2019 г.
- установлено ограничение Постановлением Правительства — часть 5 статьи 33 №44-ФЗ. Например, для лекарственных средств установлено ограничение ПП №1380 от 15.11.2017 г.
- установлено ограничение на долю закупок российский товаров — ПП №2014 от 3.12.2020 г. К ним относятся товары, которые произвели в государствах — членах Евразийского экономического союза.
❓ С 1 апреля 2021 г. вступили в силу поправки по закупкам у единственного поставщика. Теперь по закону все такие закупки нужно делать по КТРУ, но нет информации о том, можно ли указывать доп. характеристики или нет.
Сделаем отдельную статью, когда появятся разъяснения или практика по этому вопросу.
Как правильно описать объекты закупки, которые отсутствуют в КТРУ
Каталог товаров, работ и услуг постоянно пополняется. Но еще встречаются позиции, которые нужны для закупки, а в каталоге они отсутствуют. Можно посчитать, что для таких позиций в документации не нужно указывать обоснование использования характеристик, но это будет ошибкой.
В такой ситуации нужно использовать коды из классификатора ОКПД2 — пункт 7 Правил использования КТРУ. При этом нужно написать обоснование использования характеристик в документации — статья 33 №44-ФЗ.
Так, заказчик собирался закупить сшивающие аппараты — степлеры циркулярные и линейные в ассортименте. Этих товаров не было в КТРУ, поэтому заказчик указал коды из ОКПД2 и прописал показатели, которые захотел, но не указал обоснование для этого.
Закупка дошла до УФАС. Они с заказчиком не согласились — решение УФАС Алтайского края по делу №022/06/33-995/2020 от 03.12.2020 г. ФАС пояснил, что заказчику нужно было обосновать использование термина «Типоразмер скобки» — пункт 2 части 1 статьи 33 №44-ФЗ. Он этого не сделал и нарушил закон.
Как правильно описать по КТРУ товар — комплект, который состоит из нескольких товаров
Закупаемое медицинское оборудование может быть собрано из нескольких товаров и поставляться, как один комплект — товар.
Товары, из которых собран комплект могут быть отдельными товарами по КТРУ. Если в закупке не сделать описание этих товаров по КТРУ, можно нарушить закон часть 6 статьи 23 №44-ФЗ и сорвать закупку — УФАС может ее отменить. А также можно получить административный штраф — 3 000 рублей по статье 7.30. КоАП РФ.
Так, заказчик разместил закупку на систему эндоскопической визуализации — КТРУ 26.60.12.119-00000374.
В техническом задании указал в составе этой системы следующие товары:
- Видеоинформационный эндоскопический центр
- Эндоскопический ксеноновый источник света
- Передвижная приборная стойка для размещения эндоскопического оборудования
- Эндоскопический видеомонитор
- Эндоскопический отсос
- Тестер для проверки герметичности эндоскопов
- Гастроинтестинальный видеоскоп
- Бронховидеоскоп
Заказчик не проверил эти товары в справочнике КТРУ и не описал их, поэтому нарушил закон и мог получить штраф.
Ему повезло, что дело не дошло до УФАС и закупку не отменили. А его коллегам не повезло, Мордовский УФАС отменил их закупку — дело № 013/06/64-864/2020 от 17.12.2020 г.
Чтобы не сорвать закупку, нужно делать описание товара по КТРУ, как на поставляемый комплектный товар, так и на товары, которые входят в его состав. Это требование указано в пункте 8 ПП №145 от 08.02.2017.
Порядок действий при описании закупки для товара, который состоит из нескольких товаров:
- Укажите в описании закупки по КТРУ наименование и код закупаемого товара и товаров, которые входят в его состав
- Проверьте в справочнике КТРУ какие характеристики нужно обязательно указать у товаров. Во вкладке «Описание товара, работы, услуги» под каждой характеристикой указано в скобках — характеристика является обязательной для применения.
- Укажите в описании закупки по КТРУ обязательные характеристики закупаемого товара и товаров, которые входят в его состав. Полностью скопируйте из справочника и вставьте в описание.
- При необходимости, укажите в описании закупки по КТРУ необязательные характеристики закупаемого товара и товаров, которые входят в его состав
Зная это, заказчик из примера выше, сделал бы правильно:
- Проверил есть ли в справочнике КТРУ товары, которые входили в состав закупаемого товара. Они, за исключением тестера, там были:
- Видеоинформационный эндоскопический центр — КТРУ 26.60.12.119-00000376
- Эндоскопический ксеноновый источник света — КТРУ 32.50.50.190-00001068
- Передвижная приборная стойка для размещения эндоскопического оборудования — КТРУ 32.50.50.190-00000157
- Эндоскопический видеомонитор — КТРУ 26.60.12.119-00000389
- Эндоскопический отсос — КТРУ 32.50.50.190-00000912
- Гастроинтестинальный видеоскоп — КТРУ 32.50.13.190-00008290
- Бронховидеоскоп — КТРУ 26.60.12.119-00000772
- Указал эти товары и закупаемый товар в описании объекта закупки
- Проверил в справочнике КТРУ обязательные характеристики у товаров. Только для двух товаров нужно было указать обязательные характеристики:
- Гастроинтестинальный видеоскоп — КТРУ 32.50.13.190-00008290
- Бронховидеоскоп — КТРУ 26.60.12.119-00000772.
- Он указал обязательные характеристики для этих двух товаров в описании объекта закупки.
Как КТРУ связан с ограничением закупки мед. изделий из иностранных государств
Законом установлено ограничение на закупку некоторых мед. изделий из иностранных государств — Постановление Правительства №102 от 05.02.2015 г. В нем указаны мед. изделия, которые в закупке должны быть российского производства.
Если товар, который нужно закупить, есть в этом постановлении, то в документации нужно обязательно указать ограничение на закупку из иностранных государств со ссылкой на это постановление. Если этого не сделать, то УФАС может отменить такую закупку.
У каждого мед. изделия в перечне постановления указан уникальный код — ОКПД2. Код позиции КТРУ включает код ОКПД2. Так можно быстро найти нужный товар.
У одной позиции с одним кодом КТРУ может быть несколько кодов ОКПД2. Нужно обязательно проверить все коды ОКПД2 этой позиции КТРУ в перечне ПП №102 от 05.02.2015 г. Если хотя бы один из них есть в этом перечне, то нужно установить ограничение в документации закупки.
Так, заказчик при закупке пробирок использовал позицию КТРУ 32.50.50.000-00001118 «Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с K3ЭДТА». В перечне ПП №102 от 05.02.2015 г. проверил позицию с кодом 32.50.50.000. Такой позиции не оказалось, поэтому он не установил ограничение на закупку продукции из иностранных государств.
Участник закупки с заказчиком не согласился и УФАС поддержал его — Решение Новосибирского УФАС 054/06/14-183/2020 от 30.01.2020 г. Выяснилось, что у позиции КТРУ 32.50.50.000-00001118 несколько кодов ОКПД2: 32.50.50.000, 32.50.13.190, 32.50.50.190. Вот этот код — 32.50.13.190 есть в перечне ПП №102 от 05.02.2015 г., поэтому нужно было установить ограничение. Заказчик это не сделал и нарушил закон.