Найти тему

Особенности применения КТРУ в закупках учреждений здравоохранения

Оглавление

Сделали подборку статей по КТРУ: разбираем, как и где нужно применять КТРУ, когда можно и нельзя применять доп. характеристики и так далее. В каждой статье приводим примеры и решения ФАС по закупкам медицинского оборудования.

Для тех, кто начинает работать в закупках: КТРУ — Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Правила применения КТРУ указаны в Постановлении Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (ред. от 24.11.2020) и приложениях к нему.

Где и как нужно использовать КТРУ

КТРУ нужно использовать везде: в извещении, в документации, в контракте, в реестре контрактов, в описании объектов закупки. Причем это касается и закупок с единственным поставщиком.

Некоторые позиции КТРУ можно не применять. У каждой позиций указан период, когда ее нужно обязательно применять. Если дата начала применения еще не наступила, то эту позицию использовать не обязательно.

Пример периода обязательного применения позиции КТРУ
Пример периода обязательного применения позиции КТРУ

В каждой позиции КТРУ много информации: наименование, характеристики, единицы измерения, коды позиций, дата включения в каталог, когда обновлено и так далее. Но в документации по закупкам не обязательно указывать всю эту информацию — пункт 4 правил использования КТРУ.

В документации нужно обязательно указать для товара, работы, услуги:

  • наименование
  • единицу измерения
  • описание
На что обратить внимание
В КТРУ у некоторых товаров, работ, услуг нет описания. В таких случаях можно его не указывать или взять описание из раздела «Справочная информация».Описание из этого раздела содержит «или», «не менее», «и/или» и др. Очень часто его копируют в документацию закупки без изменений. Если участник закупки скопирует из документации такое описание в свою заявку, его не нужно отклонять за это. Если отклонить, то ФАС будет на его стороне:
Решение Омского УФАС № 055/06/33-1348/2020 от 23.12.2020 г.,
решение УФАС по Республике Башкортостан № ТО002/06/105-2890/2020 от 02.11.2020 г.

Также в документации можно указать:

  • код позиции каталога
  • справочную информацию: коды товара, работы, услуги по российским и международным системам классификации, каталогизации
    информацию о типовых условиях контрактов
  • дополнительную информацию о товарах, работах, услугах: характеристики, производитель, торговое наименование, наименование мест происхождения товаров, ценах за единицу, условия поставки и выполнения работ, оказания услуг.

Когда можно и нельзя использовать дополнительные характеристики в описании объекта закупки

Для описания товаров, работ и услуг нужно брать характеристики из КТРУ. Их может быть недостаточно, поэтому можно указать доп. характеристики. Но это можно сделать не всегда — пункт 5 правил использования КТРУ и статья 33 №44-ФЗ.

✔️ Доп. характеристики можно использовать в описании объекта закупки, если указать обоснование их применения в извещении и документации о закупке.

-2

Если обоснование будет общей фразой для всей закупки, УФАС может не принять его и отменить закупку. Он также может отменить закупку, если не указать обоснование вообще. Так, Ростовский УФАС отменил результат закупки, потому что заказчик в документации не обосновал доп. характеристики.

Пример практики, когда заказчик указал в документации обоснование по каждой характеристике и УФАС встал на его сторону. Решение Санкт-Петербургского УФАС делу 44-1074/21 от 15.03.2021 г.

❌ Доп. характеристики нельзя использовать, если:

  • установлено ограничение на поставку радиоэлектронной продукции — ПП № 878 от 10.07.2019 г.
  • установлено ограничение Постановлением Правительства — часть 5 статьи 33 №44-ФЗ. Например, для лекарственных средств установлено ограничение ПП №1380 от 15.11.2017 г.
  • установлено ограничение на долю закупок российский товаров — ПП №2014 от 3.12.2020 г. К ним относятся товары, которые произвели в государствах — членах  Евразийского экономического союза.

❓ С 1 апреля 2021 г. вступили в силу поправки по закупкам у единственного поставщика. Теперь по закону все такие закупки нужно делать по КТРУ, но нет информации о том, можно ли указывать доп. характеристики или нет.

-3

Сделаем отдельную статью, когда появятся разъяснения или практика по этому вопросу.

Как правильно описать объекты закупки, которые отсутствуют в КТРУ

Каталог товаров, работ и услуг постоянно пополняется. Но еще встречаются позиции, которые нужны для закупки, а в каталоге они отсутствуют. Можно посчитать, что для таких позиций в документации не нужно указывать обоснование использования характеристик, но это будет ошибкой.

В такой ситуации нужно использовать коды из классификатора ОКПД2 — пункт 7 Правил использования КТРУ. При этом нужно написать обоснование использования характеристик в документации — статья 33 №44-ФЗ.

Так, заказчик собирался закупить сшивающие аппараты — степлеры циркулярные и линейные в ассортименте. Этих товаров не было в КТРУ, поэтому заказчик указал коды из ОКПД2 и прописал показатели, которые захотел, но не указал обоснование для этого.

Закупка дошла до УФАС. Они с заказчиком не согласились — решение УФАС Алтайского края по делу №022/06/33-995/2020 от 03.12.2020 г. ФАС пояснил, что заказчику нужно было обосновать использование термина «Типоразмер скобки» — пункт 2 части 1 статьи 33 №44-ФЗ. Он этого не сделал и нарушил закон.

Как правильно описать по КТРУ товар — комплект, который состоит из нескольких товаров

Закупаемое медицинское оборудование может быть собрано из нескольких товаров и поставляться, как один комплект — товар.

Товары, из которых собран комплект могут быть отдельными товарами по КТРУ. Если в закупке не сделать описание этих товаров по КТРУ, можно нарушить закон часть 6 статьи 23 №44-ФЗ и сорвать закупку — УФАС может ее отменить. А также можно получить административный штраф — 3 000 рублей по статье 7.30. КоАП РФ.

Так, заказчик разместил закупку на систему эндоскопической визуализации — КТРУ 26.60.12.119-00000374.

В техническом задании указал в составе этой системы следующие товары:

  • Видеоинформационный эндоскопический центр
  • Эндоскопический ксеноновый источник света
  • Передвижная приборная стойка для размещения эндоскопического оборудования
  • Эндоскопический видеомонитор
  • Эндоскопический отсос
  • Тестер для проверки герметичности эндоскопов
  • Гастроинтестинальный видеоскоп
  • Бронховидеоскоп

Заказчик не проверил эти товары в справочнике КТРУ и не описал их, поэтому нарушил закон и мог получить штраф.

Ему повезло, что дело не дошло до УФАС и закупку не отменили. А его коллегам не повезло, Мордовский УФАС отменил их закупку — дело № 013/06/64-864/2020 от 17.12.2020 г.

Чтобы не сорвать закупку, нужно делать описание товара по КТРУ, как на поставляемый комплектный товар, так и на товары, которые входят в его состав. Это требование указано в пункте 8 ПП №145 от 08.02.2017.

Порядок действий при описании закупки для товара, который состоит из нескольких товаров:

  1. Проверьте наличие в справочнике КТРУ товаров, которые входят в состав закупаемого товара
  2. Укажите в описании закупки по КТРУ наименование и код закупаемого товара и товаров, которые входят в его состав
  3. Проверьте в справочнике КТРУ какие характеристики нужно обязательно указать у товаров. Во вкладке «Описание товара, работы, услуги» под каждой характеристикой указано в скобках — характеристика является обязательной для применения.
  4. Укажите в описании закупки по КТРУ обязательные характеристики закупаемого товара и товаров, которые входят в его состав. Полностью скопируйте из справочника и вставьте в описание.
  5. При необходимости, укажите в описании закупки по КТРУ необязательные характеристики закупаемого товара и товаров, которые входят в его состав

Зная это, заказчик из примера выше, сделал бы правильно:

  1. Проверил есть ли в справочнике КТРУ товары, которые входили в состав закупаемого товара. Они, за исключением тестера, там были:
  • Видеоинформационный эндоскопический центр — КТРУ 26.60.12.119-00000376
  • Эндоскопический ксеноновый источник света — КТРУ 32.50.50.190-00001068
  • Передвижная приборная стойка для размещения эндоскопического оборудования — КТРУ 32.50.50.190-00000157
  • Эндоскопический видеомонитор — КТРУ 26.60.12.119-00000389
  • Эндоскопический отсос — КТРУ 32.50.50.190-00000912
  • Гастроинтестинальный видеоскоп — КТРУ 32.50.13.190-00008290
  • Бронховидеоскоп — КТРУ 26.60.12.119-00000772
  1. Указал эти товары и закупаемый товар в описании объекта закупки
  2. Проверил в справочнике КТРУ обязательные характеристики у товаров. Только для двух товаров нужно было указать обязательные характеристики:
  • Гастроинтестинальный видеоскоп — КТРУ 32.50.13.190-00008290
  • Бронховидеоскоп —  КТРУ 26.60.12.119-00000772.
  1. Он указал обязательные характеристики для этих двух товаров в описании объекта закупки.

Как КТРУ связан с ограничением закупки мед. изделий из иностранных государств

Законом установлено ограничение на закупку некоторых мед. изделий из иностранных государств — Постановление Правительства №102 от 05.02.2015 г. В нем указаны мед. изделия, которые в закупке должны быть российского производства.

Если товар, который нужно закупить, есть в этом постановлении, то в документации нужно обязательно указать ограничение на закупку из иностранных государств со ссылкой на это постановление. Если этого не сделать, то УФАС может отменить такую закупку.

У каждого мед. изделия в перечне постановления указан уникальный код — ОКПД2. Код позиции КТРУ включает код ОКПД2. Так можно быстро найти нужный товар.

Пример кода позиции КТРУ и кода ОКПД2 в разделе Общие сведения КТРУ
Пример кода позиции КТРУ и кода ОКПД2 в разделе Общие сведения КТРУ

У одной позиции с одним кодом КТРУ может быть несколько кодов ОКПД2. Нужно обязательно проверить все коды ОКПД2 этой позиции КТРУ в перечне ПП №102 от 05.02.2015 г. Если хотя бы один из них есть в этом перечне, то нужно установить ограничение в документации закупки.

Пример нескольких кодов ОКПД2 у позиции КТРУ 32.50.50.000-00001118  в разделе Справочная информация КТРУ
Пример нескольких кодов ОКПД2 у позиции КТРУ 32.50.50.000-00001118  в разделе Справочная информация КТРУ

Так, заказчик при закупке пробирок использовал позицию КТРУ 32.50.50.000-00001118 «Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с K3ЭДТА». В перечне ПП №102 от 05.02.2015 г. проверил позицию с кодом 32.50.50.000. Такой позиции не оказалось, поэтому он не установил ограничение на закупку продукции из иностранных государств.

Участник закупки с заказчиком не согласился и УФАС поддержал его — Решение Новосибирского УФАС 054/06/14-183/2020 от 30.01.2020 г. Выяснилось, что у позиции КТРУ 32.50.50.000-00001118 несколько кодов ОКПД2: 32.50.50.000, 32.50.13.190, 32.50.50.190. Вот этот код — 32.50.13.190 есть в перечне  ПП №102 от 05.02.2015 г., поэтому нужно было установить ограничение. Заказчик это не сделал и нарушил закон.