10 ноября 1937 года в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина открылась Первая всесоюзная выставка советского фотоискусства, которая подвела итоги 20-летия существования Страны Советов и была посвящена первой годовщине принятия Конституции СССР.
Выставка стала активным пропагандистом советского образа жизни, ярких социалистических достижений, масштабной индустриализации и результатов первых пятилеток, демонстрировала успехи строительства социализма в городе и деревне. Социалистический реализм, отраженный в искусстве того времени и ставший определяющим на многие годы, преподносился, как «документальный» и, разумеется, достоверный.
«Выставка хороша уже одним тем, что можно привести на нее любого, не имеющего никакого понятия об СССР человека, и он, ознакомившись с беспристрастными фотодокументами, развешанными па щитах, увидит и узнает, как живет и чем дышит наша могучая и счастливая родина»
«Литературная газета», № 62, 15 ноября 1937 г.
Было представлено более 1500 фотографий. Экспозиция выставки была разбита на семь основных частей:
1. Фотографии к истории Великой Октябрьской социалистической революции;
2. СССР в произведениях фотоискусства;
3. К выборам в Верховный Совет СССР;
4. Портретное фотоискусство;
5. Фото в науке и технике, цветная фотография;
6. Работы фотолюбителей;
7. Фотопромышленность и фотоизобретательство
«Я счастлив, что нам удалось создать такую грандиозную выставку. Только при советской власти возможен такой подъем фотографии. Я счастлив, что удалось с совершенной ясностью доказать, что фото есть искусство. Мы должны учесть успех выставки и все допущенные ошибки, чтобы в следующий раз (будем надеяться, что выставки будут отныне ежегодно) продемонстрировать дальнейший подъем советского фотоискусства. Впервые, по моему предложению, решено было дать на стэндах по три работы размером 50 X 120. Опыт показал, что от этих размеров мы должны итти к еще большим. Дело за фотобумажными фабриками Союзфото. Лучше дать меньшее количество работ, но политически более целеустремленных, лучших по мастерству и более крупных по размеру. Такие работы хорошо запоминаются. Всем участникам выставки можно пожелать: снимать еще лучше, выявлять свое творческое лицо еще полнее, принципиальнее, научиться печатать еще лучше... тов. Котельникова (которому пришлось печатать значительную часть выставочных работ)».
А. Родченко (сохранена оригинальная орфография и пунктуация)
«Н. Андреев (Серпухов) выставил свои пейзажи в свойственной ему импрессионистической манере и несколько новых, сделанных в реалистических тонах. Тема этих снимков (канал Москва – Волга) потребовала даже от такого настойчивого сторонника мягкорисующей оптики, как Андреев, новых выразительных средств, – с чем его можно только поздравить».
Советское фото, № 1,1938.
«Культурный труд, героизм, проявление патриотизма, неразрывная связь руководителей партии и правительства с народом – все это благодарные оптимистические темы для советского фотографа».
Советское фото. № 3, 1938.
Фотографии дипломантов выставки в 1938 году составили великолепно оформленный альбом «Советское фотоискусство», выпущенный агентством Союзфото тиражом 1000 экземпляров. Отпечатки, сделанные в серебряно-желатиновой технике, были наклеены на паспарту с тиснением и собраны в папку.
Еще больше интересных публикаций о фотографии и не только на авторском канале — История фотографии, фотографии истории