Анна Герман, светлый след
Мне было 17 лет, когда я её увидел и услышал впервые. Жил тогда я в городе Ессентуки, известном своими санаториями, полезными для желудка водами и двумя парками. В одном из них – Курортном к старинному зданию галереи минеральных источников примыкал Театр-Парк – сооружение с просторной сценой, большим залом, уставленным рядами жёстких стульев. Пол был асфальтовый. Отопление, то ли было, то ли нет – не помню, но раздевалок точно не имелось, и зимой зрители аплодировали звёздам театрального и эстрадного искусства в плащах и пальто.
Тем не менее, старый Театр-Парк являлся центром культурного притяжения города. Здесь выступал поэт Роберт Рождественский, гастролировал краевой драматический театр, иногда заезжали и столичные театральные коллективы, так мне довелось увидеть на сцене театра молодого, но на тот момент уже популярного Александра Збруева, игравшего главную роль в пьесе Ленкома «Мой бедный Марат».
Но главное, конечно, эстрада. Какие имена! Советская певица номер один в те годы – Эдита Пьеха, восходящая звезда – Иосиф Кобзон, обаятельный серб Джордже Марьянович, болгарка Лили Иванова, и вот – польская эстрада.
Поляки пели неплохо, зал бурно аплодировал. Первое отделение концерта прошло на ура. Рубль шестьдесят за билет явно был уплачен не зря.
Началось второе отделение, и была объявлена Анна Герман. Тогда это имя ещё мало кому что говорило, а мне – совсем ничего.
При её появлении из-за кулис огорошенный зал стих. Высокая, не по-женски плечистая, она неловко, словно стесняясь своих габаритов, прошла по сцене. Неумело, как показалось, сняла со стойки микрофон. Смущённо и как-то растерянно улыбнулась зрителям, в ответ раздались жидкие аплодисменты. Хлопали не певице, а из чувства социалистической солидарности, чтобы не обидеть братскую социалистическую Польшу, по наивности своей польской, приславшей в наш небольшой, но славный курортный город такое явно не эстрадное создание.
Певица поднесла микрофон к губам и на чистом русском языке, в котором даже не было намёка на акцент, объявила:
– Моей первой песней для вас станет «Танцующие Эвридики».
Со сцены в зал полилась незнакомая мелодия. Вряд ли среди зрителей был хоть один человек, знающий польский, но Анну поняли: она пела о любви, о любви полной страданий и трагизма. Зал был захвачен этим чарующим голосом. Потом были другие песни на русском, итальянском английском. Первоначальная неловкость испарилась. Мы были пленены этой красивой, обаятельной и неподражаемой певицей.
С того дня Анна Герман, родившаяся в Узбекистане, впитавшая в себя всё лучшее из традиций русской, польской и мировой музыкальной культуры, навсегда вошла в моё сердце. Потом я много раз слышал её по радио, по телевидению, записывал песни на магнитофон, покупал пластинки, но так уж распорядилась жизнь, никогда больше не видел Анну на сцене вживую. Посчастливилось только тогда много лет назад в Ессентуках.
В 80-х годах виллу корпункта ТАСС в Пномпене, где я работал в те годы корреспондентом советского телеграфного агентства, посетила американка польского происхождения. Когда Ева услышала «И платье шилось белое, когда цвели сады…», «А он мне нравится», она просто «обалдела» от голоса «русской певицы». Пластинку пришлось подарить. Как большую ценность женщина отвезла её в Америку и потом рассказывала, что для её мамы песни Анны Герман стали лучшим подарком, та часто слушала пластинку и плакала.
Судьба великой певицы сложная и трагическая. Анна Герман, как комета, пронеслась по небу и сгорела в один миг. Но какой светлый след оставила?!
Борис Калашников
Автор романов:
«Чёрный остров» https://www.labirint.ru/books/709527/, https://pda.litres.ru/boris-kalashnikov/ ,
«Операция «Ольга», https://ridero.ru/books/operaciya_olga/, litres.ru›boris…kalashnikov/operaciya-olga/,
«Попугай Гриша и Корпоративная Тайна» Попугай Гриша и Корпоративная Тайна - купить книгу в интернет магазине, автор Борис Калашников - Ridero
Читайте, скачивайте, оставляйте отзывы