Найти тему
Svetlana Astrikova "Кофе фея"

Теодора, принцесса Греческая. Лицо с соженного портрета.

 Фотокопия с портрета принцессы Теодоры. Википедия.
Фотокопия с портрета принцессы Теодоры. Википедия.

....Этот пленительный, завораживающий портрет неожиданно в истории искусства прославлен тем, что сохранился во время пожара, был поврежден, обгорел, но уцелел, словно бы пламя щадило красоту или застывало перед ней

Принцесса Мария Греческая, сестра принца Андрея, владельца портрета, светски изящно, и с большим затаенным сожалением писала Филиппу де Ласло, когда тот обратился с просьбой на время дать портрет на выставку его картин в Шарпантье: “Что касается портрета дочери моего брата Андрея, Феодоры.

Мне очень жаль напоминать вам о печальной судьбе, постигшей эту картину во время пожара, вспыхнувшего в квартире моего брата около трех месяцев назад. Помнится, я упоминала об этом при вас, когда имела большое удовольствие встретиться с вами на приеме у герцога де Граммона. Я боюсь, что картина была непоправимо повреждена”.

Де Ласло написал этот портрет и портрет сестры принцессы Феодоры, принцессы Маргариты, в качестве подарка на серебряную годовщину свадьбы принца и принцессы Греции Андрея и Алисы. Принцесса Греческая Алиса заказала их сама, но ее семья решила оплатить заказ в качестве большого, памятного и изысканного свадебного подарка!

Королевский историк Хьюго Викерс рассказывает: “Алиса была очень довольна и написала своему брату Дики, лорду Маунтбеттену: “Я не могу передать вам, какое удовольствие доставил нам с Андреем ваш совместный подарок: портреты девочек, Феодоры и Маргариты!»

Принцесса Алиса позже писала также и самому маэстро Ласло: “Фотографии девочек висят здесь, в гостиной, и они - радость моей жизни. Я смотрю на них каждый день, и все, кто приходит, бредят ими. Надеюсь увидеть вас в Лондоне. С любовью Алиса”.

Де Ласло упомянул о портрете в своем дневнике в августе 1931 года, когда он находился в Баден – Бадене, в Германии, со своим сыном Патриком, поправляясь от своего первого сердечного приступа: “Мы сели под открытым небом-выпить кофе... едва мы сели, как к нам присоединилась леди Милфорд Хейвен, жена бывшего принца Луи Баттенберга – яркая, как всегда, болтливая, – сообщив мне, что как раз сегодня утром состоялась свадьба ее внучки Феодоры, дочери принцессы Алисы (которая уже год находится в сумасшедшем доме)! Феодора очень красива – я написал тот ее портрет /около четырех лет назад/, который сгорел, когда у них был пожар в их доме, в Сент – Клауде , около двух лет назад.

Леди Милфорд - Хевен пространно объяснила нам, что принц Баденский – последний оставшийся в живых сын знаменитого Макса В. Бадена – (с которым я познакомился в 1898 году, когда писал портреты при дворе в Берлине) Патрик уточнил еще, что он был с ним вместе в Оксфорде.

Многие из немецких королевских семей присутствовали на этой свадьбе, среди них и королева Греции София, которая только в прошлую пятницу посетила меня в моей студии. – писал художник с волнением. И далее живописец продолжил так: « Странно, что леди Милфорд. оставив / так написано/ свою семью, подошла к нам, мы сидели одни, плохо одетые, бедно выглядевшие среди них, и пили кофе.

Ее брат, бывший великий герцог Гессенский, тоже был на той свадьбе – но ушел вскоре – я его не видел – с тех пор, как написал его в Дармштадте в 1906 году - и последний раз в 1907 году на вечеринке в Виндзорском саду – болтая с ней – Ее дочь Луиза – кронпринцесса Шведская – пришла со своей фрейлиной. Бедная принцесса. она выглядит теперь такой старой и уродливой - и плохо одетой – но приятной женщиной – странна их теперешняя жизнь!”

В этой записи отчетливо видно, что для требовательного глаза артиста живописи чрезвычайно важно, как одеты и выглядят люди, но, с другой стороны он прекрасно понимает, как преходяще все: и богатство, и положение, в вихре времени, Судьбы, обстоятельств! По дневнику Филиппа Ласло де Ламбо вообще можно было бы создать увлекательный роман о нескольких эпохах и о нравах в них. Но кто то может упрекнуть художника и в снобизме, и в пристрастии к аристократии.

 Принцесса Теодора с матерью и старшей сестрой.
Принцесса Теодора с матерью и старшей сестрой.

Может быть, и так, но стоит все же помнить, что волшебник кисти просто был сыном венгерского ткача.

Принцесса же Феодора Греческая и Датская, модель с портрета художника, полная аристократка по происхождению своему, родилась 30 мая 1906 года во дворце Татои, дочь принца Андрея, /сына короля Греции Георга I/ и его жены принцессы Алисы Баттенбергской. Прекрасная Феодора вышла замуж за принца Бертольда, маркграфа Баденского (1906-63) 7 августа 1931 года, в Новом замке Баден-Бадена в Германии. В этом браке было трое детей: Макс (1933 г. р.), Людвиг (1937 г. р.) и Маргарита (1932 г. р.).

В 1937 году супруги присутствовали на похоронах младшей сестры Теодоры - принцессы Сесилии, которая вместе с супругом и детьми погибла в авиакатастрофе. В 1947 году младший принц Филипп, младший брат Теодоры женился на старшей дочери британского короля Георга Шестого и наследнице престола Елизавете. Старших сестёр Филиппа на свадьбу не пригласили по той причине, что их мужья во время Второй мировой войны воевали против Великобритании. Мать Теодоры присутствовала на свадьбе.

 Ее Величество Елизавета Вторая с супругом, принцем Филиппом.
Ее Величество Елизавета Вторая с супругом, принцем Филиппом.

Прекрасная модель маэстро Ласло и кровная сестра принца Филиппа, мужа королевы Елизаветы Второй, умерла 16 октября 1969 года в Бюдингене, Гессен, за пять недель до смерти своей матушки. В ее родных детях по прежнему течет кровь греческих королей, немецких принцев и баденских маркграфов, словно создавая почву для будущих историй и легенд.