Сейчас подростки читают в новом формате: меньше текста, больше визуальной информации и иллюстраций. Не только школьники, но и многие взрослые считают классические литературные произведения устаревшими и скучными.
Нужно ли изучать классику в наше время? И как это делать? Мы поговорили об этом с учителями русского языка и литературы высшей категории Ломоносовской школы №5 – Антоном Федоровичем Седовым и кандидатом филологических наук Марией Викторовной Серебренниковой.
— Зачем современным школьникам изучать классику?
Антон Седов: Современным школьникам иногда трудно приступить к чтению классической литературы, ведь нужно расшифровывать, распутывать, разгадывать… Язык классиков, витиеватый, метафорический, полный незнакомых слов, может стать преградой для понимания. Но это и есть самое интересное в изучении литературы! И если читатель сможет почувствовать это и научится находить в классике понятные ему смыслы, то его ждет вознаграждение в виде культурного роста, глубины восприятия, гаммы чувств и эмоций.
На мой взгляд, подросток в первую очередь должен начать изучение литературы с тех произведений, которые ему понятны и близки. Тогда классическая литература затронет душу школьника даже больше, чем современная.
— Чему учит классическая литература?
Мария Серебренникова: Классика учит чувствовать, сопереживать, думать. Она заставляет плакать над чужими страданиями и радоваться успехам. В этом открывается многообразие нашей жизни.
Поэтому нас до сих пор не оставляют равнодушными герои Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Достоевского. Интересно видеть, как мои ученики то восхищаются, то возмущаются поступками Печорина, а история отношений Онегина и Татьяны всегда вызывает горячие споры, словно это касается каждого читателя в классе лично. Так классика учит самой жизни.
Антон Седов: Классика становится поводом разговора про человека, про нравственность, про жизнь, про судьбу, про поступки. Получается, что классическую литературу нужно изучать хотя бы для того, чтобы глубже понимать жизнь.
— Устарела ли классика?
Мария Серебренникова: Классика не утратила и не утратит актуальности, потому что обращена к душе читателя. Классика в литературе – это поиск ответов на вопросы, которые каждый человек рано или поздно себе задаёт: «В чём смысл жизни?», «Кто Я?», «Что такое любовь?» и т.д.
Классика преодолевает время и пространство, дает почувствовать причастность к окружающему миру.
Антон Седов: Проблемы, которые поднимает Пушкин или Тургенев, характеры, которые изображает Гоголь, чувства, которые передают поэты 19 века – все это до сих пор можно увидеть и в наше время. Конечно, в новом контексте жизни классика читается по-новому, приобретает новые смыслы и значения.
— В чем практическая польза классической литературы?
Мария Серебренникова: Конечно, чтение классической литературы – это не только интеллектуальное наслаждение, но и тяжёлый труд. Чтобы понять текст, читателю приходится его «расшифровывать». Зато такой опыт помогает подростку открыть не только мир классики, но и свои способности, развивает умение критически мыслить, анализировать, сопоставлять и т.д.
— Как заинтересовать учеников в изучении классики?
Антон Седов: Чтобы заинтересовать школьников, нужно постараться сделать классику понятной, помочь найти в произведении то, что задевает, заставляет задуматься. Особенно интересно сравнивать тексты классической литературы и современные, проводить параллели, находить сходства и отличия в изображении характеров и чувств. В этом очень помогает совместное чтение.
Понять классику помогают и современные издания литературных произведений. Например, недавно вышел иллюстрированный путеводитель по роману «Евгений Онегин». Одна ученица призналась, что до знакомства с этим путеводителем она не могла проникнуться романом в стихах. Но благодаря иллюстрациям, комментариям об историческом контексте, параллелями с современной жизнью, ей намного легче стало анализировать роман Пушкина.
А сколько театральных постановок, которые можно сравнивать и обсуждать бесконечно! Помню, как мои ученики устроили бой, анализируя оперную постановку Евгения Онегина режиссера Дмитрия Чернякова, хотя до этого особого интереса к роману не проявляли.
Ещё на уроках мы делаем инсценировки произведений, видеоролики, создаем коллажи и комиксы по произведениям классики – этот вид творческих работ всегда очень вдохновляет учеников, но при этом заставляет глубже понять произведение.