Найти тему
@albinadesign

Биофилия - интерьер в гармонии с природой

Оглавление

Биофилия – это сравнительно молодое понятие, которое основывается на тезисе, что каждый человек нуждается в постоянном контакте с природой. Дословно переводится с греческого как «платоническая любовь к природе». Впервые термин упоминается в работе немецкого психолога Фромма в 1964 в его работе «Сердце человека», а в повсеместное употребление вошел после выпуска книги Вильсона с одноименным названием в 1984 году. Именно Вильсон был первым, кто поднял вопрос врожденной тяги человека к природе и к натуральным формам, а также кто заметил огромное влияние, которое оказывает на здоровье и самочувствие человека его связь с природой.

Идеи Вильсона поддержали и другие ученые, такие как Ульрих, который обнаружил, что пациенты, у которых есть доступ к красивому виду из окна, выздоравливают быстрее и нуждаются в меньших дозах анальгетиков. Другие исследования (Мехаффи, Салингарос, Майер, Франц) показали, что те, кто живет ближе к природе, чувствуют себя более счастливыми и довольными жизнью. А Келлерт даже называет Биофилию недостающей частью экологичного интерьера и называет ее «восстанавливающим экологичным дизайном»

Биофилия – это дисциплина, основанная на утверждении, что в процессе эволюции и борьбы за выживание у человека выработалась врожденная система критериев оценки полезности и безопасности окружения. Интуитивно мы можем понять, какой является среда вокруг: враждебной или безопасной.

Тот же самый механизм действует и в отношении восприятия красоты на подсознательном уровне – мы просто чувствуем гармонию, порядок, симметрию и считаем их приятными для глаз, в то время как хаос, отсутствие гармонии заставляет нас чувствовать себя некомфортно

Почему Биофилия стала важна именно сейчас? Все из-за того, что большинство населения Земли теперь проживает в городах и чувствует оторванность от природы. Проблема усугубляется развитием технологий – люди все больше и больше погружаются в виртуальную реальность. Все это плохо влияет не только на самочувствие, но и на интеллект человека – нам все сложнее сконцентрироваться, контролировать эмоции и справляться со стрессом.

Ученые подчеркивают, что целью биофиличного дизайна должно стать восстановление позитивного контакта с Природой и таким образом, повышение продуктивности, обучаемости, улучшение самочувствия и стрессоустойчивости

Как же это работает? Ученые Бидерман и Вессел открыли, что человеческий мозг реагирует позитивно на некоторые виды информации, и эта реакция связна с центром удовольствия. Благодаря долгому периоду эволюции мы автоматически считываем информацию по безопасности среды, съедобности еды или выживанию в окружающем нас мире. И те паттерны в природе, которые воспринимаются как благоприятные или безопасные, кажутся нам красивыми (Салингарос). И даже абстрактные формы и организация пространства, которые построены по законам природы, но не копируют ее в точности, тоже кажутся нам красивыми (вспомним принципы Золотого сечения) и благоприятно влияют на наше самочувствие. Например, Ульрих, упомянутый выше, заметил, что выздоравливают быстрее не только те пациенты, которые имели доступ к красивому виду за окном, но и те, кто видел изображение природы на больших картинах на стене.

Есть научные исследования, которые показывают, что хороший биофиличный дизайн стабилизирует давление, повышает концентрацию внимания, повышает стрессоустойчивость, удовлетворение жизнью и в общем улучшает самочувствие. И напротив, «плохой» биофиличный дизайн транслирует негативные паттерны взаимодействия с природой, и может вызвать нервозность, неудовлетворенность собой и окружением.

Таким образом, Биофиличный дизайн – это не дань моде, а серьезный вклад в улучшение качества жизни

Есть разные системы классификации биофиличного дизайна, для простоты опишу предложенную учеными Келлертом и Харрисом:

1) Прямое воздействие Природы

2) Косвенное воздействие природы

Прямое воздействие – это взаимодействие с природой напрямую, например, утилизация естественного освещения, вида из окна, использование камина, водных объектов, зеленых стен, живых растений, использование натуральных материалов, таких как дерево, камень и т д. Сюда же можно отнести изображения природы – картины, инсталляции

Гораздо интереснее и разнообразнее непрямое, косвенное взаимодействие с природой. Оно означает символическое отображение природы, например, использование орнаментов и форм, изображающих, но не повторяющих природные формы, или интегрирование законов природы.

Остановлюсь подробнее на том, как привнести косвенно природу в интерьер:

1) Использовать природные формы и орнаменты

Это когда мы цитируем Природу, не повторяя дословно, а скорее в виде символов – используем намеки на природные формы, орнаменты – ботанические, анималистические или правильные геометрические (ковры, стены, обивка мебели, аксессуары)

Сочетание орнаментов в интерьере
Сочетание орнаментов в интерьере

Использование колонн – утверждается, что они ассоциируются у человека с деревьями, особенно если имеют базу и капитель, база ассоциируется с прочными корнями, вертикальный ствол – со стволом здорового дерева, а капитель – с густой кроной.

Колонны в парке Гуэль в Барселоне
Колонны в парке Гуэль в Барселоне

Округлые, овальные, обтекаемые формы в архитектуре (купола, арки, своды) и в мебели

-5

Геоморфность интерьера – то есть, когда его форма повторяет природный ландшафт за окном. И Биомимикрия - когда архитектура заимствует формы и модели у Природы

-6

2) Подчеркнуть связь с местом и историей

МакГи и Машалл-Бейкер объясняют это понятие как «смешение культуры с экологией». Это то, что Келлерт назвал «народным дизайном». Если человек чувствует сильную связь с местом, то он будет лучше заботиться об окружающей его среде и относиться лучше к окружающим его людям, что повысит качество его жизни. Это чувство вытекает из врожденной потребности человека иметь «корни». Все ученые согласны с тем, что любая народная архитектура и дизайн могут считаться биофиличными.

Как привнести связь с местом в интерьер – во-первых, учитывать географию, природные факторы места. Учитывать исторический, культурный контекст и окружения, и архитектуры дома. Идеально - создать интересную, необычную связь между прошлым и настоящим, не копируя дословно стили. Можно и нужно использовать местные материалы. Можно использовать состаренные поверхности или антиквариат.

Некоторые исследователи присовокупляют к этому списку и обеспечение натуральной вентиляции и кондиционирования помещения, так как это дает ощущение комфорта на лоне природы.

3) Сочетать в интерьере порядок и комплексность, сложность и простоту

Под сложностью понимается степень детализации интерьера или архитектуры, под порядком - легко считываемые мозгом паттерны, которые позволяют быстро охватить и понять всю структуру. Если стремиться к излишней детализации без соблюдения гармонии, то окружающая среда будет стремиться к хаосу, что тяжело воспринимается психикой человека. Если к излишней строгости и порядку – то интерьер будет выглядеть скучным и неинтересным. Поэтому нужно найти золотую середину.

Какие атрибуты природного порядка воспринимаются человеческим мозгом как красивые и гармоничные:

- использование различных уровней масштабности – то есть сначала мы видим в целом композицию, воспринимаем ее, потом подходим ближе и начинаем рассматривать детали

Мелкая детализация картин приглашает подойти поближе и рассмотреть более внимательно
Мелкая детализация картин приглашает подойти поближе и рассмотреть более внимательно

- подчеркиваем логический центр или центры композиции, используя симметрию, или группировку различных объектов в понятные паттерны, локальные симметрии

Симметричная композиция в ванной комнате
Симметричная композиция в ванной комнате

- подчеркиваем границу помещений, и особенно границу между внешним и внутренним миром, создаем между ними некую буферную зону. Так человек будет чувствовать себя частью природы, но в то же время будет защищен от ее негативных проявлений. Сюда же можно добавить принцип перетекания пространства – когда соседние комнаты логически связаны друг с другом, а пространство свободно перетекает одно из другого, потому что именно так все обычно и устроено в природе

Зона прихожей перетекает в зону кухни и гостиной
Зона прихожей перетекает в зону кухни и гостиной

- Прием повторения, еще лучше не точного повторения, так как природе не присуще точное копирование. Поэтому идеальная симметрия, например, кажется нам искусственной, а небольшие различия с соблюдением общего паттерна мы воспринимаем как красивое и гармоничное

Уравновешенный интерьер с неидеальной симметрией
Уравновешенный интерьер с неидеальной симметрией

- Чистое пространство – когда мы оставляем в интерьере плоскости, свободные от декора, что позволяет глазу отдохнуть немного от всего разнообразия вокруг. И это пространство является частью общей композиции

Сдержанный декор спальни выдвигает на первый план природные мотивы настолькой лампы
Сдержанный декор спальни выдвигает на первый план природные мотивы настолькой лампы

- Красивая форма – то есть выбираем предметы красивые, гармоничные. Обычно это предметы с сильным центром, симметричные, выверенные, созданные с учетом принципов золотого сечения

Идеально выверенные пропорции обеденного стула
Идеально выверенные пропорции обеденного стула

- использование контрастов или наоборот, градиентность не только в цветах, но и в формах, размерах. В Природе нет двух точно одинаковых предметов, они могут быть похожи, но все-таки иметь отличия

Различные оттенки зеленого с контрастом в виде сиреневого
Различные оттенки зеленого с контрастом в виде сиреневого

- использовать натуральные, иногда даже грубые неидеальные поверхности

Использование грубой фактуры кирпича
Использование грубой фактуры кирпича

- Использовать отсылки – хорошо, когда в интерьере абсолютно разные предметы имеют схожие черты – повторяющуюся форму, цвет, пропорции, и когда эта связь подчеркивается

Повторение формы люстры в рисунке штор и раскладке на дверцах шкафов
Повторение формы люстры в рисунке штор и раскладке на дверцах шкафов

- использовать в интерьере только необходимое, а все лишнее убрать – каждая вещь здесь должна появиться не случайно, а служить какой-то цели или навевать приятные воспоминания и эмоции

Все лишнее спрятано за зеркальными дверями
Все лишнее спрятано за зеркальными дверями

- и конечно, иметь в виду принципы Золотого сечения, так как оно широко представлено в природе и воспринимается человеком как красивое и гармоничное

4) Сочетать открытость и закрытость интерьера окружающему миру

Считается, что человечество возникло и развивалось большую часть своей истории на территории саванны, и поэтому именно к такому типу ландшафта он наиболее приспособлен и чувствует в нем себя комфортно и безопасно– когда есть хороший обзор местности, легко ориентироваться и оценивать ситуацию, и в то же самое время есть где спрятаться не только от дождя и ветра, но и от непрошенных гостей. То же самое естественно и для современного интерьера – человек себя ощущает лучше в полузакрытых пространствах с хорошим обзором – ниши, альковы, уютные уголки с видом. И напротив, слишком открытые пространства могут вызвать страх и ощущение уязвимости

Уголок для чтения у окна
Уголок для чтения у окна

5) Вызывать положительные и захватывающие эмоции, которые стимулируют изучать и лучше понимать окружение без излишнего чувства страха. Тот самый вау – эффект

Гейтерслебен и Эндрюс подчеркивают, что природа в нас может вызвать не только положительные эмоции, но и страх, например, хищников, шторма, ядовитых насекомых, плохих людей. Поэтому задача дизайнера – создать такой интерьер, который будет подчеркивать только положительные стороны взаимодействия с природой – восхищать, удивлять, стимулировать любознательность, наблюдательность и расширять осознанность.

Вау эффект – это желание познавать мир, удивляться, пережить захватывающие дух приключения, зная при этом, что все с тобой будет в порядке. Для этого подойдут балконы с захватывающим видом, смотровые площадки, открытые лестницы, стеклянные лифты, а также неожиданные ракурсы интерьера

Подвесное кресло "Bubble chair" с регулируемой высотой
Подвесное кресло "Bubble chair" с регулируемой высотой

Все эти элементы, собранные разумно в интерьере, сделают его еще более комфортным, уютным, настоящим местом силы. Хороший биофиличный дизайн стабилизирует кровяное давление, повышает концентрацию внимания, работоспособность, повышает стрессоустойчивость, удовлетворенность жизнью и улучшает самочувствие, тем самым существенно улучшая качество жизни.

Ваш дизайнер Альбина Алиева

www.albinaalieva.com