Визитной карточкой Крыма уже давно считается Ялта - виды и климат только благоприятствуют туристическому наслаждению (хотя, в последнее время, это больше мука) и художественному творчеству. В данной подборке предлагаю вам посмотреть как выглядел знаменитый курорт больше века назад глазами знаменитых художников.
Один из лучших видов крымского Южнобережья был создан Карло Боссоли для альбома "Пейзажи и достопримечательности Крыма" в середине XIX века.
Когда художник посетил Ялту, в небольшом тогда городке уже были построены не только жилые дома и трактиры, но и казенные заведения - таможня, карантинная застава, госпиталь, почтовый дом. На литографии К.Боссоли запечатлел часть городской набережной. В правой части мы видим первое каменное сооружение Ялты - храм Иоанна Златоуста с 45-метровой колонной.
Красавицу Ялту Иван Айвазовский любил и писал неоднократно.
Произведение "Ялта" по тем временам было новаторским и казалось необычным. Все находится в движении - разыгравшиеся волны, розовые облака и даже свет, который переходит от городских построек к находящемуся в тени морю. По собственному утверждению художника, в процессе работы он «изучал атмосферные перемены, игру света, тени на волнах моря, на вершинах гор, на деревьях». Оживление вносят яркие краски, примененные автором при изображении одежды стоящих на берегу людей.
А вот репродукция работы первого ученика Айвазовского Льва Лагорио, на которой изображено место обязательное к посещению для каждого туриста, приехавшего в Крым. Узнаете?
Это будущее Латсочкино гнездо. Вот где понимаешь, как тонка грань между сиюминутным этюдом и историческим пейзажем. Как мы видим, до привычного "лощенного" вида пока далеко. В конце XIX в. на месте будущей "жемчужины" был построен домик для генерала — тяжело раненного в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Фамилия генерала не афишируется. А сама дача была деревянной и называлась «Генералиф» или «Замок любви». На открытке с картины Лагорио дача представляет собой разрушающееся здание почти без кровли, с полуразвалившейся верандой.
Около двух месяцев своей короткой жизни посвятил путешествию по Крыму Исаак Левитан - очень проникновенный и вдумчивый мастер пейзажа. Непривычно пустыми, с первого взгляда и не скажешь, что "курортными", выглядят кривые и уютные улочки Ялты у художника.
Этюды и картины, написанные Левитаном во время этой поездки, стали новым, весьма выразительным и проникновенным словом в художественном освоении этого благодатного края. На крымских работах художника мы практически не увидим знаменитых ландшафтов, и южная природа предстает не столько с парадной, а скорее с будничной стороны, в то же время исполненной неповторимой поэтичности.
М.Нестеров как-то сказал: «Никто из русских художников так не почувствовал, не воспринял южной природы с ее опаловым морем, задумчивыми кипарисами, цветущим миндалем и всей элегичностью древней Тавриды. Левитан как бы первый открыл красоты Южного берега Крыма». Трудно не согласиться.
Солнце и черный свет несовместимы. Черный цвет — это не краска, это труп краски. Левитан сознавал это и после поездки в Крым решил изгнать со своих холстов темные тона. Так началась длившаяся много лет борьба за свет.
В Крыму, в Алупке, располагалось имение другого признанного мастера пейзажа Архипа Куинджи. Образцом прекрасного пейзажа с изображением гор можно считать его горный пейзаж «Ай-Петри. Крым».
Ай-Петри – очень красивая гора с выразительным силуэтным рисунком. Пейзаж Куинджи предельно прост, композиционно ясен, неутяжелён причудливыми формами и игрой с разными фактурами. Во весь горизонт растянулись фигурные зубцы Ай-Петри, заполнив собой пространство картинной плоскости от края до края. Таким образом, пространство насыщено горным каменным массивом. Точно от настоящего живого горного камня от картины исходит холод, ощущение тяжести и преграды.
Именно эту картину 27 января 2019 года похитили из выставочного зала Третьяковки. На глазах у посетителей злоумышленник снял со стены картину, отнёс за колонну, вынул из рамы, а после не спеша проследовал с картиной к выходу и уехал с ней на автомобиле. Картину вернули, но осадок, как говорится, остался. А любовь и интерес зрителя к пейзажу претерпели новый взлет.
Иосиф Евстафьевич Крачковский относится к тем художникам, творчество которых, не достигая вершин изобразительного искусства, составляет основу живописной системы. И для ознакомления обязательно.
Его пейзажи, передающие южные красоты России, Италии, Франции, выполнены в традициях академического искусства. Они красивы, уравновешены, хотя и не лишены авторских интонаций. Для разбавления реалистов и импрессионистов - самое то!
Боготворил Крым Константин Коровин. Он вообще много сделал для переосмысления крымских «звуков природы, света, солнца».
"Кафе в Ялте" - это пленэрная, написанная энергичными пастозными мазками работа, которая при всем этом имеет тщательно выверенные композицию и перспективу. Безусловный прорыв импрессионистической живописи начала ХХ века в особом ощущении пространства и солнечного света, который проникает сквозь желтоватую, словно расплавленную от зноя листву, ложится на землю, бликует на ярких белых скатертях и венских стульях с гнутыми спинками. Одновременно в работе прослеживается влияние театрально-декорационных работ художника, его тяга к чистым цветам. Картина с яркими красными пятнами витрин и реклам, смотрится как декорация к еще одному спектаклю мастера.
Те же принципы мы находим и в других произведениях художника. Но при всей "театральности" мы легко погружаемся в этот бесконечный простор, сотканный из воздуха и света, мы становимся невольными участниками кипящей на полотне жизни.
Завершить хочется работой Игоря Грабаря. Каждый раз глядя на нее я ощущаю полуденный крымский зной, и желание спастись от него в ажурной тени, попивая прохладительные напитки.
Картина «Портрет жены художника» была создана недалеко от Ялты в поселке Магарач (в настоящее время — Отрадное) в конце лета—начале осени 1927 года. В книге «Моя жизнь. Автомонография» художник поделился воспоминаниями о том, как он создавал картину. Он рассказал, что приехал в Крым в начале августа вслед за своей семьей. Из окон дачи, где они снимали жилье, открывался прекрасный вид на Ялту и гору Ай-Петри, которую он неоднократно пытался написать, но, по словам живописца, картина никак не получалась.
Поэтому он начал писать портрет жены, стоящей в саду в тени ветвистого дуба у сервированного стола. Полотно практически было закончено, но в ту ночь началось землетрясение, и работу пришлось отложить. Когда все стихло, живописец продолжил писать портрет, но жена всё ещё не могла придти в себя от пережитого потрясения и работа не давалась: «позировать надо было с улыбкой, а какая уж улыбка, когда толчки все время продолжались». Тем не менее, полотно было закончено, и теперь потомки могут наслаждаться работой талантливого русского живописца Игоря Эммануиловича Грабаря, которая находится в Симферопольском художественном музее.
Читайте еще: Богиня сцены - Элеонора Дузе и Баня из могильных плит или атеистическая застройка