На правом берегу Москвы-реки, в южной части нынешнего музея-заповедника Коломенское, вблизи исторического села Дьяково находится одно из древнейших стационарных поселений на территории Москвы, существовавшее более 1000 лет. Носители Дьяковской культуры обычно считаются предками племён Мери и Веси, тогда как племена родственной ей Городецкой культуры отождествляют с предками Муромы, Мещеры и Мордвы. (Хотя вполне обоснованной выглядит версия о славянском субстрате, как минимум, в части Дьяковских памятников - главным образом, на Верхней Волге).
С середины I тыс. н. э. Дьяковская культура приходит в упадок, и археологические свидетельства её окончательно исчезают в VIII в.н.э. При этом никаких признаков внешней катастрофы (вражеское нашествие и т. п.) не наблюдается. При этом загадкой остается тот факт, что между исчезновением Дьяковцев и появлением Славян наблюдается перерыв в 200-300 лет.
По лингвистическим данным ( гидронимика и топонимика региона) - есть свидетельства о существовании ранних славяно-финских контактах. Это заставляет гипотетически продлевать поздний этап Дьяковской культуры почти до Х века, предполагая, что Славяне в 9-10 вв. застали финское население и, видимо, ассимилировали, или вытеснили его.
В V-III вв. до н. э. (хронология памятника основана на анализе типологии вещей и серийном радиоуглеродном датировании) на площадке городища стояли два-три длинных дома с двускатной кровлей на столбах и стенами из плетня. Помещение разделялось на небольшие комнаты с открытыми очагами в центре. Для этого времени характерны горшки ручной лепки c "текстильными" отпечатками (нанесены путем прокатки стержня обгрызенной еловой шишки) на поверхности, костяные инструменты, стрелы и рукояти ножей с зооморфными изображениями, также найдена костяная фигурка лошади, привезенные из Причерноморья глазчатые стеклянные бусы.
Во II веке до н. э., в связи с проникновением в бассейн Москвы-реки балтийских народов, культура обитателей городища изменилась. На смену длинным домам приходят изолированные почти квадратные домики. Меняется тип посуды, с начала новой эры получают распространение лощеные миски, костяные стрелы вытесняются железными двушипными, меняется облик медных украшений, которые становятся массовыми.
Другие статьи канала (ссылки могут не отображаться, но работают, нажимайте на названия): об истории Горного Алтая, шаманизме и Аркаиме ; о Звенигороде и Новом Иерусалиме ; о Переславле-Залесском и музее паровозов ; о Троице-Сергиевой Лавре и окрестностях
В V-IV веках до н. э. городище было укреплено земляным валом с деревянными стенами, который много раз перестраивался и досыпался. Жители занимались земледелием, скотоводством, а также охотой, рыболовством и собирательством. Культивировались просо, ячмень, пшеница, лен. Среди коллекции костей животных (кухонные отбросы) преобладали свиньи и лошади, встречены также остатки крупного и мелкого рогатого скота. Из диких животных на первом месте по количеству кости бобра.
В XI-XII вв. на городище существовало небольшое древнерусское поселение. В XVII в. здесь был устроен "потешный городок" с беседкой, в которой находилась изразцовая печь. Городище входило в 1660-е гг. в комплекс царской усадьбы в Коломенском. Но об этом следующий раз
Предыдущие статьи по теме: " Метал ли Тамерлан жеребца на городскую стену ?", " Буйная история рода Шуйских ", " Василий - значит царь ", " Ветвистый род Шуйских ", " Помилованный на плахе ", " Царевич Дмитрий, спасшийся второй раз ". " Не тот Илья Муромец ", " Лжедмитрий II не был вторым самозванцем ", " Пошто воевал Тферь ?", " Крепость, притулившаяся в лесах ", "Средневековое укрепление, актуальное в ХХ веке", "По следам засечной черты", "Девлет-Гирей в Тульской губении", "Тульское сидение", "Константин - это Святослав, а Дмитрий - это Всеволод", "Почему игумены-основатели монастырей их покидают "вдруг", "Потомственый полководец", "Мотылек во главе войска"