Перед Беларусью стоит задача обновления не только Конституции, но и идеологии. А для этого следует реализовать проект по воздействию на общественное мнение типа того, который был осуществлен ЦРУ в Западной Европе после Второй мировой войны. Но ЦРУ Беларуси не поможет.
В большинстве экономически развитых стран главными являются или до недавнего времени были таковыми одна или две идеологии: социальный либерализм и социал-демократическая идеология. Так, в США демократическая партия эволюционирует в сторону социал-демократии, за что ее обвиняют в социализме, а республиканская – в сторону социального либерализма.
Белорусские партии не занимаются идеологией
В Беларуси данные идеологии незаметны, хотя и имеются партии, которые объявляют свою приверженность им. Но ведут они себя при этом довольно странно. Так, у нас есть либерально-демократическая партия, в которой декларируют приверженность идеологии, близкой к социальному либерализму, но продвижением этой идеологии в обществе партия практически не занимается. Нет семинаров, конференций, близких к партии ученых, которые занимались бы изучением либерализма. Столь же странно ведут себя и белорусские социал-демократы.
Впрочем, причина несколько необычного поведения политических партий известна: у них банально нет денег. Правда, они особо не демонстрируют и желания где-то искать средства, устроить, допустим, сбор средств на проведение какой-либо конференции. По крайней мере, я таких усилий не припоминаю.
Поэтому надо думать о том, как внедрять в Беларуси социально-либеральную и социал-демократическую идеологии без партий, которые объявляют себя ее сторонниками. Чтобы понять, как это сделать, надо посмотреть, как решается данная проблема за рубежом.
В частности, в Германии существуют специальные фонды при партиях (см. «Беларуси нужны не только партии, но и партийные фонды»). Но кроме таких фондов, существуют еще и другие организации, которые занимаются исследованиями в общественных науках, в том числе в сфере политики, экономики и идеологии. Это самые разные аналитические центры, которые принято называть фабриками мысли (think tanks). Именно они, наряду с партиями и СМИ, формируют общественное мнение.
Так, в Германии существует множество подобных структур, причем, хотя они и являются негосударственными, финансируются они, в основном, государством.
Это, в частности, университеты или исследовательские организации при обычных университетах. Например, это известные Институт экономических исследований при Университете Мюнхена (IFO) и Центр европейских экономических исследований (ZEW). Финансируются эти организации как своими материнскими структурами, так и правительством и частными фондами. Имеются в Германии и независимые частные исследовательские организации, не относящиеся к университетам. В частности, самый крупный из них – Фонд Бертельсманн, который и сам выдает гранды.
Работа исследовательских центров ориентирована, в основном, на политиков и экономистов, однако они поддерживают хорошие контакты с прессой. То есть именно они, в значительной степени, формируют общественное мнение и идеологию. Но ученые проводят исследования, за которые им кто-то платит, поэтому общественное мнение в значительной степени и формируется теми, кто оплачивает работу фабрик мысли. Это происходит не потому, что ученые пишут о том, о чем их просят, а потому, что деньги получают, в основном, только те, точка зрения которых совпадает с мнением их работодателя.
Беларуси нужна свобода и демократия, а не вседозволенность/толерантность
Как это происходит, можно посмотреть на примере программы борьбы с коммунистической идеологией, осуществленной правительством США в Западной Европе после Второй мировой войны.
В 1950 году в Западном Берлине при помощи ЦРУ был создан Конгресс за свободу в области культуры, который финансировал проекты, направленные на продвижение идей свободы в этой сфере. А в 1953 года был создан журнал «Encounter», занимавшийся пропагандой идей о необходимости близости с США, идей свободы и демократии, о чем на его страницах писали европейские интеллектуалы за деньги ЦРУ. Об источниках финансирования этих проектов стало известно только в 1967 году, что неприятно удивило интеллектуалов. Конгресс за свободу в области культуры был закрыт, но журнал выходил до 1990 года.
В 1951 году ЦРУ начало осуществлять молодежный проект – European Youth Campaign. Была организована конференция трехсот лидеров молодежных организаций европейских стран в Страсбурге. Был создан журнал «Young Europe», вокруг которого под давлением министерств образования европейских стран были объединены 335 молодежных организаций. И это еще не все: в европейских университетах были разработаны и введены учебные курсы «Европейская идея». Начали выходить научные журналы «European Studies Review» или «European Studies», и европейские ученые на американские деньги переписали европейскую историю с упором на европейское единство.
Конечно, было бы преувеличением сказать, что единая свободная и демократическая Европа – это проект ЦРУ. В те годы, в Германии активно формировалась идеология ордолиберализма (версия социального либерализма), в соответствие с которой в стране и впоследствии в ЕС была создано общество всеобщего благосостояния. Над этой идеологией потрудились, в частности, министр экономики ФРГ Людвиг Эрхард, профессор Мюнстерского университета Альфред Мюллер-Армак, профессор Фрайбургского университета Вальтер Ойкен и профессор Института международных исследований в Женеве Вильгельм Репке. Не удивлюсь, если они зарабатывали деньги на жизнь, участвуя в проектах, финансируемых ЦРУ.
Главный урок данной поучительной истории в том, что распространение в обществе идеалов свободы и демократии требует серьезных финансовых затрат со стороны государства. Само общество и даже политические партии не смогут это делать. Поэтому в случае Беларуси необходим примерно такой же проект по развитию свободы и демократии, который был осуществлен ЦРУ в Западной Европе.
Правда, внедрять требуется не идеи европейской интеграции, а идеалы идеологии социального либерализма и социал-демократической идеологии, так как именно они в наибольшей степени обеспечивают свободу и демократию, и именно в соответствие с ними в западном мире после Второй мировой было построено общество всеобщего благосостояния. И фонд борьбы за свободу надо создавать, и исследовательские институты, и научные и молодежные журналы, и новые учебные курсы в университетах. И историю Беларуси надо переписывать – как историю развития указанных двух идеологий. Последнее, кстати, не сложно – Лев Сапега самый что ни на есть социальный либерал (с поправкой на время).
Проблема только в том, что никто, в том числе и ЦРУ, нам не поможет с финансами. Это 70 лет назад американцы выделяли деньги на свободу и демократию в Европе (в рамках указанного выше проекта). А сейчас свобода и демократия в западном мире находятся в глухой обороне, а ЦРУ и другие государственные ведомства уже придерживаются иной идеологии – ультралиберализма (см. «Какие партии нужны Беларуси?»). Это якобы тоже разновидность либерализма, но на самом деле подделка, так как в ней в свобода заменятся на вседозволенность. Последний термин напрямую не используется, ее принято называть толерантностью.
Такая вседозволенность/толерантность подразумевает насилие меньшинства над большинством, а свободой и демократией здесь и не пахнет. Ультралиберализм еще не развалил запад только потому, что там сильны позиции традиционных идеологий и партий, созданных лет 50-70 назад.
Именно такую инфраструктуру свободы и демократии в виде партий, фабрик мыслей и идеологий, надо создавать и в Беларуси. Это фундамент общества всеобщего благосостояния и равных возможностей. А на это нужны деньги, и дать их, кроме государства, похоже, некому. Партии бедны, да и заниматься продвижением своих идеологий у них, как будто, и желания особого нет. ЦРУ и иностранные фонды, по указанной выше причине, нам тоже не помогут. Вопрос только в том, как втолковать государству, что оно должно тратить деньги на реформу идеологии.
Владимир Тарасов.