Найти тему

Мульипликаторы ЗЛО?

Оглавление

В последнее время (да и не только последнее) начинающие и опытные инвесторы принимают решение о покупке акций компании в свой портфель на основе мультипликаторов.
Если вбить в поисковую строку это заморское слово, выдаст какое-то невероятно сложное определение:

Мультипликаторы - это производные финансовые показатели, которые позволяют оценить бизнес компании и сравнить ее с конкурентами.

График USDRUB
График USDRUB


Давайте разберемся, что же за это за чудо и как им пользоваться!

Каждая публичная компания обязана отчитываться о своих расходах и доходах по международным стандартам финансовой отчетности и если они где-то слукавят, то их неминуемо ждет смертная казнь (на самом деле нет, но очень хотелось бы). Так вот, эти самые отчетности - огромные документы с кучей слов и цифр, которые иногда просто лень читать обычному человеку. Как раз мультипликаторы кратко и понятно отражают эту самую отчетность

Пример:
Р/Е (Price/Earnings)

В отчетности компании была указана прибыль 100000 рублей за год
А стоимость акции этой компании на рынке 10 рублей и таких акций в обороте 1 млн штук. То есть ее капитализация = 10р*1 млн., шт = 10 млн., р.
Вполне неплохо? Но до того момента пока мы не видим ее прибыль - 100.000 рублей.
Исходя из этого существует мультипликатор
Р/Е (цена/чистая прибыль) или (капитализация/чистая прибыль).
Капитализацию мы уже посчитали - 10 млн. р.
Прибыль была дана - 100.000р.
Итого Р/Е = 10.000.000/100.000 = 100 лет
Да-Да, именно лет. Это то время за которое инвестор, купивший компанию полностью, сможет выйти хотя бы в 0 при условии стабильной прибыли в 100т.р.

Много это или мало судить уже вам (много, очень много)

Так вот, что бы не читать всю эту тонну макулатуры и существуют мультипликаторы, конечно есть куча нюансов, но об этом позже.

Что бы посчитать Р/Е нам нужно было открыть отчетность и найти информацию о прибыли, кол-ве акций в размещении и т.д.
А можно было сделать проще - открыть браузер и сделать обычный запрос. Что же может быть проще?

Так же есть и куча других мультипликаторов, напишу о самых важных:

EV/EBITDA

EV – (Enterprise Value) мера общей стоимости компании, часто используемой как более полная альтернатива капитализации (Р) на фондовом рынке. EV = Рыночная стоимость + Денежные средства - Обязательства
EBITDA – (Earnings
before interest, taxes, depreciation and amortization) - прибыль до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и начисленной амортизации.

Возьмем автомойку за 4 млн. рублей. Представьте, вы ее купили, а оказалось у компании кредитов еще на 3 млн. рублей и вам их нужно заплатить. Получается, что реальная стоимость компании для вас теперь не 4 млн., а 4 + 3 = 7 млн. рублей. УПС...
Вот именно этот мультипликатор и поможет не ошибиться, ведь Р/Е не учитывает долгов, а этот парень учитывает.
Ноо лучше все их использовать в совокупности.

Price to Sales (P/S)

P - (Price) - Как мы уже выяснили это рыночная стоимость компании
S - (Sales) -
Оъем продаж

Этот мультипликатор отражает отношение рыночной стоимости компании к её объёму продаж (выручке). Он немногим меньше подвержен колебаниям, так как объём продаж служит более стабильным показателем, чем чистая прибыль (Е). Показатель можно рассчитать для любой компании, так как выручка всегда больше нуля. (чего не скажешь о прибыли)
Данный мультипликатор так же никак не учитывает разницу в налогообложении.

ROE, Return on Equity

Этот показатель демонстрирует доходность на капитал. По сути, он отражает эффективность использования в компании ваших денег как инвестора.

Если ROE составляет 25%, можно сказать, что мы инвестировали деньги в бизнес с доходностью 25% годовых. Конечно, это будет так только в том случае, если вся чистая прибыль будет направлена на выплату дивидендов, чего обычно не бывает. (к сожалению)
Короче говоря, на каждый вложенный рубль компания зарабатывает 25 копеек.

D/EBITDA, Debt/EBITDA
D - Debit (Долг)

Отличный показатель для оценки закредитованности компании и её способности гасить собственные долги. Показывает, сколько лет понадобится компании, чтобы рассчитаться по обязательствам из прибыли без привлечения дополнительных средств.

Есть еще куча полезных и бесполезных мультипликаторов.
Вот вам моя шпаргалочка для Российского Фондового рынка, для США будут другие цифры:

Та самая шпаргалка (сохраняй)
Та самая шпаргалка (сохраняй)

И еще один нюанс. Мультипликаторы это, конечно, хорошо. Но хорошо только тогда когда вы сравниваете компании из одного сектора между собой. Например ПАО "Газпром" и ПАО "Новатэк", так как эти компании очень схожи, обе добывают и продают природные ресурсы. И совсем нет смысла сравнивать Лукойл и Apple, надеюсь не нужно объяснять почему.

Так же хочу посоветовать одну интересную книгу по оценке компаний на основе мультипликаторов:

  • Как оценить бизнес по аналогии. Пособие по использованию сравнительных рыночных коэффициентов | Чиркова Елена

А если тебе вдруг стало интересно где же почитать саму отчетность компании, то сделать это можно на официальном сайте компании в разделе "инвесторам"

В заключении этой статьи хочу сказать, что мультипликаторы это не зло, но лучше всего читать финансовую отчетность самому, таким образом ты заметишь больше интересных моментов и быстрее примешь решение о покупке или продаже акции.