Одни считают, что его огромные фотоколлажи носят «вандалистский характер» и разрушают привычный облик города. Другие покупают его работы за десятки и сотни тысяч долларов, называя его новым Бэнкси. Что за художник скрывается под псевдонимом JR и какие его работы стоит увидеть, рассказываем в нашем материале.
JR — псевдоним французского фотографа и уличного художника, личность которого не раскрывается. Его стрит-арты появляются как в европейских столицах, так и в горячих точках, например на границе Мексики и США. В центре работ JR самые обычные люди с их переживаниями и надеждами.
JR начал свою карьеру в 13 лет во Франции. Первые граффити художник целенаправленно наносил в опасных зонах: на крышах домов и поездах метро. Чуть позже, случайно обнаружив фотоаппарат на одной из станций парижского метро, JR с друзьями стал фиксировать свои арт-приключения на камеру и выкладывать их в сеть. В 17 лет он начал наносить печатные копии этих фотографий на фасады зданий, создавая незаконные «уличные галереи». Работы JR, экспонированные на лестницах, в вагонах поездов и даже на крыше Лувра, представляют собой сплав уличного искусства и фотографии. В своей книге 2015 года «Может ли искусство изменить мир?» художник пишет: «Мои образы не являются особенными. Это то, что вы делаете с ними». Смелость JR и его готовность рассказывать в фотографиях и объектах о проблемах, волнующих общество, принесла ему международное признание.
В 2010 году фотограф получил премию TED и приз в сумме 100 000 $ за огромные коллажи на стенах домов в бедных кварталах разных стран мира. Полученные средства художник решил потратить на запуск глобального арт-проекта проекта «Inside Out», благодаря которому в процессе печати черно-белых муралов может поучаствовать любой желающий.
В 2017 году JR совместно с режиссером-классиком Аньесом Вардой снял фильм в стиле роуд-муви «Лица, деревни», рассказывающий о путешествии по французской глубинке, где художник делал портреты с виду простых людей, но с удивительной судьбой. Лента собрала массу кинонаград: от номинации на премию «Оскар» до премии «Золотой глаз» Каннского кинофестиваля.
В 2018 году граффити-художник вошел в список «100 самых влиятельных людей» по мнению журнала Time — как один из самых цитируемых в СМИ современных художников.
The secret of the great pyramid
Работа JR по-настоящему в грандиозных масштабах появилась в честь 30-летия стеклянной пирамиды Лувра в 2019 году в Париже. Эта инсталляция — не первый опыт работы JR с темой Лувра. В 2016 году художник уже сооружал там похожую бумажную пирамиду, но через несколько дней ее разрушили по просьбе самого JR. Через три года художник с 400 волонтерами воссоздал пирамиду заново. Каждый день добровольцы приходили, чтобы помочь вырезать и наклеить 2 000 полосок бумаги на плиты площади вокруг пирамиды. Такая инсталляция создала оптическую иллюзию гигантского ущелья с водопадами. Как объясняет JR, такие хрупкие бумажные пирамиды призваны напомнить зрителям об эфемерности существования архитектурных сооружений и предметов искусства в целом.
«La Ferita» (Рана) — 28-метровый стрит-арт в виде иллюзорной трещины на фасаде флорентийского музея Палаццо Строцци. Черно-белый коллаж позволяет увидеть внутренние убранства музея. Кроме этого, сквозь трещину видны картины «Весна» и «Рождение Венеры» Боттичелли, которые на самом деле находятся в Галерее Уффици. Таким образом, JR символически открыл «Программу будущего искусства», включающую ежегодный заказ произведений паблик-арта для Флоренции. Иллюзорная рана на Палаццо Строцци олицетворяет ущерб, нанесенный культурным объектам всего мира, вынужденным закрываться из-за пандемии и локдауна.
В честь Олимпиады в Рио-де-Жанейро в 2016 году JR создал серию монументальных фотоинсталляций «Гиганты». В ландшафт города он вписал масштабные фигуры атлетов, превращающих улицы Рио-де-Жанейро в личную игровую площадку. Вместо того чтобы работать с известными спортсменами, художник предпочел фотографировать простых людей, годами тренирующихся в городских кварталах. Черно-белые полотна с атлетами в движении JR расположил на строительных лесах, которые стали скульптурным объектом и органично дополнили инсталляцию.
В 2007 JR вместе с фотографом Marc Berrebi создали в Палестине и Израиле серию портретов простых жителей. Затем эти снимки разместили в восьми израильских и палестинских городах и по обе стороны разделительной стены. JR и Марко для проекта Face2Face снимали портреты обычных жителей — таксистов, спортсменов, школьников — а затем монтировали их на стене, разделяющей Израиль и Палестину. На фотографиях люди смотрят друг на друга с улыбками и изображают добродушные гримасы. JR осуществил такую необычную выставку, сотрудничая с местным населением. Таким образом художник хотел помочь палестинцам и израильтянам лучше узнать друг друга, чтобы научиться мирно жить рядом. Это самая крупная нелегальная фотовыставка в мире.
В 2014 году New York City Ballet пригласил художника создать масштабную художественное полотно в сотрудничестве с танцорами театра. JR сфотографировал их на фоне белой бумаги (своего любимого материала) на танцевальном паркете. Затем JR «изваял» из бумажных фотографий инсталляцию гигантского глаза, в котором каждый из 80 участников нью-йоркской труппы застыл в определенном па, и перенес изображение внутрь театра Дэвида Коха.