Найти тему
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ

Почему ребенок не ориентируется на листе бумаги? Какие игры и упражнения можно использовать?

Оглавление

Здравствуйте, уважаемые читатели. Наверное, каждый родитель и каждый педагог, который обучает и воспитывает особенного ребенка, одной из своих целей ставит овладение ребенком навыками рисования, а затем письма. Но для того, чтобы формирование этих навыков могло успешно начаться и развиваться дальше, необходимо создать базу других умений, которые предшествуют овладению письмом, и которые являются его основой.

Одним из таких необходимых навыков является ориентировка на листе бумаги. Без умения ориентироваться на листе бумаги невозможно ни рисование, ни письмо. Ребенок должен видеть край листа, клетку, строчку, понимать, что писать нужно слева направо, проводить линии сверху-вниз или от одного края листа к другому. Такие ли это очевидные и простые умения для ребенка с особенностями развития? Умение ориентироваться на листе бумаги, поначалу сложно даётся даже детям с нормой развития, не то что "особенным" детям.

Так что, к сожалению, посадить неподготовленного ребенка за стол, дать ему ручку или фломастер, и сказать «нарисуй в правой части листа круг, а посередине квадрат», или попросить закончить начатый узор - не представляется возможным, так как не были пройдены предшествующие этапы к усвоению этого навыка.

Итак, на какие же этапы разделяется формирование у ребенка пространственной ориентировки?

1 этап. Ориентировка на себе. Самое первое и самое важное, чему должен научиться ребенок – это ощущать себя в пространстве, понимать и чувствовать части своего тела. Это означает, что прежде всего ребенку необходимо узнать и запомнить – где у него голова, глаза, нос, уши, ручки и ножки. После этого овладеть информацией о том, что голова находится наверху, ножки внизу, а также его ручки и ножки разделяются на левую и правую.

2 этап. Ориентировка на другом человеке. Следующее, чему должен научиться ребенок, это выделять части тела, а также понятия верх-низ на родителе или педагоге. Для овладения этим навыком на начальном этапе можно сравнивать части тела у ребенка со своими, что у вас «тоже есть глаза», «также как и у тебя есть ручки, ножки».

3 этап. Ориентировка в комнате (классе, квартире, школе). После овладения ориентировкой на себе и на других людях, нужно начинать осваивать окружающее пространство. Самое первое, что ребенок должен усвоить на данном этапе, это расположение: пол-потолок-стены; также это умение передвигаться в пространстве по словесной инструкции; понятия о том, что «окно слева, а дверь справа»; пространственное расположение предметов друг относительно друга: на, над, под, перед, между, за и.т.д.

4 этап. Ориентировка на листе бумаги. В начале это верх-низ-справа-слева-посередине листа, затем в более мелком масштабе (фигуры, клетки, линейки).

Как вы видите, прежде чем начинать знакомить ребенка с листом бумаги и учить ориентироваться на нём, ребенку нужно пройти 3 этапа, которые формируют прочную основу для усвоения навыка рисования и в последующем, письма. Если не усвоены предыдущие этапы, ни о какой ориентировки на листе бумаги не может быть и речи.

Таким образом, если ребенок не ориентируется на листе бумаги, это значит, что он еще не подготовлен к этому, и необходимо идти с самого начала - с самого первого этапа, ориентировки на себе.

Игры на развитие пространственной ориентировки

Какие же игры будут эффективны на разных этапах?

Ориентировка «относительно себя»:

  • «Где сидит кукла?» - задаете ребенку вопросы, где сидит кукла (или другая любимая игрушка). Например – справа, слева, сзади, впереди.
  • «Встань так, чтобы машина была впереди, а кукла сзади тебя» - в этом упражнении ребенку нужно понять своё местоположение относительно других предметов. Поначалу инструкция может быть только одна, т.е. – «Встань так, чтобы машинка была впереди тебя/слева от тебя», затем можно усложнить и ввести второй предмет.
  • «Куда покатился мяч?» - поначалу вы всё делаете руками ребенка. Садитесь вместе с ним на пол, ребенок у вас на коленях, берете его руками мяч, и катите, например, вперед. При этом всё время проговаривая «мяч катится вперед». То же самое и с другими направлениями. Если ребенок умеет говорить, то пусть повторяет, произносит вместе с вами.

Просите ребенка катить мяч в ту сторону, в которую вы ему скажете: вперед, назад, влево, вправо.

Когда это умение закрепится, тогда можно «загадывать» направление. Например, вы садитесь на пол позади ребенка, и катите мяч в любую сторону (если сразу сложно, то можно катить мяч руками ребенка), затем спрашиваете у него: в какую сторону покатился мяч?

Также поиграйте в такие игры:

  • «Покажи рукой/флажком влево, вверх, направо, вперёд» - ребенок показывает то направление, которое вы ему проговариваете.
  • «Сделай несколько шагов направо и.т.д.» - сделайте зрительные ориентиры – большие клетки или круги на полу, пусть ребенок передвигается по ним по вашей инструкции.

Ориентировка в комнате (листайте галерею)

Ориентировка на листе бумаги

Для просмотра картинок к играм и упражнениям - листайте галерею.

  • Упражнение «Парные детали».

На противоположных сторонах листа положите одинаковые геометрические фигуры: круги, квадраты, треугольники и т. п. Скажите ребенку: «Дай мне треугольник, который лежит слева», «Дай круг, который лежит внизу» и т. п. После выбора деталей обязательно обращайте внимание в речи на определённое ребёнком направление.

  • Слуховой диктант.

Ребенок размещает игрушки, картинки по словесной инструкции – «Разложи геометрические фигуры как я скажу» - т.е. раскладывает по сторонам листа – вверху, внизу, справа, слева, в середину.

Для усложнения можно нарисовать на листе бумаги крупные клетки, и раскладывать фигуры в них. Например, рисуете квадрат 3х3 на весь лист бумаги, и раскладываете фигуры – в середину круг, справа от него квадрат, сверху от квадрата треугольник и.т.д.

Как вариант – использовать не геометрические фигуры, а игрушку, которая передвигается по клеточкам так, как вы скажете ребенку. Таким образом, вы подготавливаете ребенка к графическому диктанту. Например, ставите игрушку на любую клеточку, и отправляетесь в «путешествие» - две клеточки она прошла вверх, одну влево, три вниз и.т.д.

  • Расположение предметов по картинке. Задаете ребенку вопросы по картинке (смотрите в галерее).
  • Графический диктант

Диктуете ребенку на слух несложные узоры, которые он затем повторяет до конца листа.

Более сложный вариант – рисовать не узор, а законченный рисунок. Рисунки не должны быть сложными. Поначалу никаких диагональных линий в рисунке быть не должно (таких, как вправо-вверх или влево-вниз), все направления четкие, прямые – вверх, вниз, влево, вправо. Для графического диктанта обязательно берите тетрадь в крупную клетку, чтобы ребёнку было легче ориентироваться.

Чтобы читать больше моих статей, подписывайтесь в Инстаграм на asya.defectologist