В ноябре 2020 года в зад моей машины въехал другой автомобиль. Мы оформили европротокол и потратили на формальности 1,5 часа. Рассказываю, как это сделать.
Что такое европротокол
Европротокол — это упрощенная процедура оформления ДТП без вызова гаишников. Но оформить ДТП по европротоколу можно, если соблюдены законодательные требования.
- В аварии участвует два автомобиля. Если участников аварии больше, придется вызывать сотрудников ГИБДД.
- Оба участника ДТП согласны оформить аварию без участия сотрудников ГИБДД.
- Кроме автомобилей, другое имущество не пострадало. К другому имуществу относят как имущество участников аварии, так и общегородское имущество. Например, один из автомобилистов перевозил на крыше велосипеды. Крепление не выдержало удара, велосипед упал на проезжую часть и погнулся — пострадало имущество одного из участников, поэтому европротокол оформлять нельзя. Другой пример: при столкновении машина задела ограждение или фонарный столб — у них тоже есть владелец: муниципалитет или управляющая организация. Поэтому вы не сможете оформить европротокол, даже если все остальные требования соблюдены.
- У обоих автовладельцев есть действующий полис ОСАГО. Если один из участников аварии — иностранец, у него должен быть полис «Зеленая карта».
- Авария произошла на территории России.
- Предполагаемый ущерб не превышает 100 000 ₽.
Важно: сумму страховой выплаты можно увеличить до 400 000 ₽, если оформить европротокол в приложении «Помощник ОСАГО» или «Европротокол ДТП».
Личное мнение
Оформить ДТП по европротоколу, безусловно, быстро и удобно. Но по моему мнению, есть один существенный недостаток: на месте сложно оценить сумму ущерба. Например, на моей машине от удара чуть деформировался пол багажника и откололась краска на внутренней стороне крыла. Визуально повреждения не просматривались, но только запчасти для замены пола багажника увеличивали ремонт на 45 000 ₽ — я не уложилась в лимитированные 100 000 ₽.
Как через суд получить доплату на ремонт машины
Как действовать, если попали в аварию
Шаг 1. Как почувствуете удар, сразу остановитесь. Неважно, где произошло столкновение — на перекрестке или на проезжей части — не пытайтесь освободить дорогу.
Включите аварийную сигнализацию. Если пользуетесь видеорегистратором, остановите запись. На большинстве устройств предусмотрена циклическая запись — если ее не остановить, а разбираться с виновником придется долго — момент аварии может перезаписаться.
Шаг 2. Когда выходите из автомобиля, соблюдайте правила дорожного движения: водитель обходит автомобиль сзади, двигаясь навстречу движению. Если авария произошла вне населенного пункта, вечером или в условиях плохой видимости — наденьте жилет со светоотражающими полосами. В городе днем жилет надевать необязательно.
Шаг 3. Поставьте знак аварийной обстановки. По правилам, расстояние от места аварии до знака в городе должно быть не меньше 15 метров, а за городом — не меньше 30 метров. В населенном пункте не всегда удается соблюсти это правило. Например, мою машину стукнули на перекрестке под знаком «Уступи дорогу» на дороге с двухполосным движением. За моей и машиной виновника стояла шеренга других автомобилей, поэтому мы поставили знак аварийной остановки на максимально доступное расстояние — метров 8–10.
Шаг 4. Поговорите со вторым водителем. Если нет пострадавших, виновник признает вину и согласен оформить протокол без привлечения гаишников, можно самостоятельно оформлять ДТП.
Шаг 5. Второй водитель может сначала признать вину, а позже — откажется от своих слов или не станет подписать европротокол. Поэтому необходимо зафиксировать место аварии — сфотографировать или снять видео. В кадр должны попасть оба автомобиля, дорожные знаки и ближайшие объекты, например, вывеска магазина или табличка с номером дома — это поможет идентифицировать место аварии. Если есть предметы, относящиеся к аварии, например, осколки фары или отвалившееся крепление — их тоже нужно сначала сфотографировать, а потом подобрать и сохранить.
По закону об ОСАГО водители не имеют права ремонтировать автомобиль и утилизировать поврежденные детали в течение 15 календарных дней. Если страховщики засомневаются, что авария действительно произошла, они могут провести экспертизу автомобиля.
Шаг 6. Составьте схему ДТП — достаточно нарисовать одну схему, но подписывают ее оба водителя. Если в машине есть бланк схемы ДТП, лучше использовать его. Если нет — подойдет любой чистый лист бумаги.
На листе схематично изобразите дорогу, на которой произошла авария, ближайшие дома, дорожные знаки и положение обоих автомобилей. Автомобиль пострадавшего участника пометьте буквой А, виновника — буквой Б. Стрелкой укажите направление движения. Место столкновения нужно пометить крестиком. Подпишите название улицы и номер ближайшего дома.
Укажите на схеме дату и время аварии, а также — марку, модель, госномер обоих автомобилей и ФИО водителей. Только после этого можно отогнать машины к обочине и заняться формальностями.
Как оформить бумажный европротокол
Европротокол можно оформить на бумаге или в мобильном приложении. Рассказываю о бумажном способе.
Бумажный европротокол. Чтобы его оформить, заполняют единственный документ — извещение о дорожно-транспортном происшествии. Некоторые страховые компании выдают бланк извещения вместе с полисом ОСАГО. Если у вас нет документа, можете скачать его на сайте Российской Ассоциации страховщиков — форма единая для всех страховых компаний.
Извещение заполняют в двух экземплярах: один экземпляр остается у пострадавшего водителя, второй — у нарушителя.
Бланк извещения — двухсторонний, заполнить нужно обе стороны.
- На лицевой стороне левую графу «Транспортное средство А» заполняет пострадавший водитель, правую графу «Транспортное средство В» — водитель-виновник аварии. Обычно лицевая сторона не вызывает сложностей — вам нужно вписать свои контактные данные, информацию об автомобиле и страховом полисе.
- В пункте 8 нужно указать стрелкой место первоначального удара.
- В пункте 9 перечислите и подробно опишите видимые повреждения. Если забыли что-то указать, позже придется доказывать, что повреждение машина получила в момент аварии.
- В пункте 10 пострадавший водитель пишет, что он не виноват в аварии, а виновник — должен признать вину.
- Центральную часть лицевой стороны извещения занимает графа «Обстоятельства ДТП». Водителям нужно отметить галочкой те обстоятельства, которые соответствуют произошедшей аварии. Пострадавший водитель отмечает обстоятельства слева, виновник — справа. Если ваши обстоятельства не перечислены в списке, отметьте галочкой пункт 22 «Иное» и в свободной строке напишите свои обстоятельства. Например, я стояла под знаком «Уступи дорогу» — такого обстоятельства нет в перечне, поэтому я отметила пункт 22 и добавила свое обстоятельство. Водитель-виновник въехал в зад стоящей машины, поэтому он отметил пункт 20 — «Совершил наезд (на неподвижное ТС, препятствие, пешехода и т. п.)».
- В центральной части лицевой стороны бланка есть пункт 12 «Схема ДТП». Сюда нужно постараться скопировать схему, которую вы нарисовали на месте аварии.
Оба водителя дважды подписывают лицевую сторону извещения: под своей графой и центральную часть.
На оборотной стороне извещения водители заполняют пункты с 14 по 18. В пункте 15 нужно подробно расписать обстоятельства ДТП. Каждый водитель расписывает обстоятельства так, как именно он их увидел.
В пункте 18 можно написать любые дополнения и примечания, которые не вошли в извещение. Например, я написала, что во время аварии работал видеорегистратор, а после я сфотографировала место аварии на телефон. Оба водителя подписывают оборотную сторону извещения. Один экземпляр остается у вас, второй — забирает виновник аварии.
О том, как оформить европротокол через мобильное приложение и куда его нести, чтобы получить возмещение по ОСАГО, читайте в полной версии статьи в Life Profit.