Гаспед – у Малороссов дьявол.
В произношении своем это слово слышится, как Аспид.
По Рязани, Туле и по другим некоторым губерниям, весьма нередко, при укоре кого-либо, употребляют такие слова:
«Гарпагон – змий Аспид».
Гарпагон (фр. Harpagon) — главный персонаж театральной пьесы француза Жан-Батиста Поклена (Мольера) в комедии "Скупой", сентябрь 1668 года. В роли Гарпагона был сам Мольер, его персонаж олицетворял жадность.
Иные называют даже аспидную доску – чертовой бумагой, а на ней:
«что хош ври, ври, перекрестись, да и сотри; на Бумаге же Божья власть, что написал пером, того не срубишь топором, не токмо пестом, да и крестом не отделаешси!»
Аспидная или грифельная доска — получила своё название от чёрного твёрдого сланца — аспида или шунгита (аспидный камень). Вышла из употребления в середине XX века.
Говорят, камень появился на Земле, для защиты людей от злых духов.
И вдруг, возник вопрос, имеет ли отношение Гаспед к Господину? Уж очень созвучны: ГСПД. Согласно этимологическим словарям, русское слово «господинь» представляет собой прямое производное от «господь». «Господь» - gost (гость) и potis (могущий), то есть «полновластный хозяин», «владыка».
Как гость и хозяин в умах ученых сложились в понятие с одним смыслом? Или это гость, ставший хозяином?
Немного о том, что такое аспид. Аспид - от греч. Змей. Из Священного писания известно, что это самый ядовитый из всех змей.
Плиний:
Аспид надувает свою выю и смертоносную ведет войну с Ихнеймоном (мангуст).
В восточных странах эта змея известна под именем Найи, которая раздражаясь, надувает свою выю, на которой выступает белое пятно, представляющее вид очков (Очковая змея, или индийская кобра от лат. Naja naja).
Теперь вернемся к "господ". Почему мы говорим Господь Бог, ведь можно ограничится просто Богом, Творцом или Всевышним?
Слог ГО тяжел многим Славяноруссам. Даже в имени Господь, Государь многие говорили: "Осподь, Осударь".
Полагаю, аспид могло переходить в гаспид и наоборот.
Господь - осподь - аспед - дьявол, змей (найа, naja), рептилия??
Тот, кто принадлежит Господу - господин, как Ванин, Петин, Костин.
Naja - найа, наджа, НАГА.
Нага - бог Змей.
Блаватская Е.П. - Теософский словарь:
НАГА (санскр.) "Змий". В индийском Пантеоне название Духов-Змиев или Духов-Драконов, а также обитателей Паталы, ада. Паталой называли Америку.
В Мексике Нагалу - это колдун и знахарь. В Южной и Центральной Америке, в Индии, в Халдее, также как и в древнем Египте Нага считали мудрецом с магическими силами. Китайцы считали их хранителями пяти континентов с их пятью коренными расами. Наги омыли Будду при рождении, оберегали его и охраняли останки его тела, когда он умер. Наги лесного озера близ Раджагрихи и многие другие "Драконы" были обращены Буддой к благому Закону.
Змей-Мудрец и Змей-Дьявол - два аспида, два господа. Для кого-то это мудрец, а для иных - дьявол. Не было у славяноруссов змееподобных положительных героев. Даже Горыныч грешил похищением женщин. Потому, Гаспед - это дьявол.
Не лучше ли при молитвенном обращении использовать слово Бог, Творец или Всевышний, нежели двусмысленное слово Господь - так явно созвучное с аспидом?
Когда мы в расстроенных чувствах чертыхаемся или говорим: "Да, господи, ё-моё!", богохульствуем ли или это единые смыслы?
В язык славян и русских слово "господь" пришло будто из неоткуда. Что за гость всемогущий? При этом сразу же обросло однокоренными сложными словами: господарь, господарство.
Господарство - Достоинство Господаря. Господарь в Южной России - всякий хозяин дома. Господин - государь, помещик, барин, хозяин.
Появление этого титула отмечают на побережье Адриатического моря или в западной Руси по аналогии с латинским dominus (хозяин, господин).
Юридически в 19 веке толкование титула было следующим:
Государь - старинно-русское слово, происходит от "господарь", которым титуловали литовских великих князей, а также Молдавии, Валахии и Сербии, где и княжества назывались господарствами. Государь было равным по значению Господину. В древние времена вместо слова "государь" употреблялось "осударь".
В следующем труде 1899 года пишется, что с древних времен слово "господарь" и "государь" обозначало частного владельца-собственника, домодержца, вольного хозяина своей собственности. Затем распространилось на хозяина земли, на земледержца. Господарем именовали не только князей, но и митрополита.
Собрать земли князьям было очень легко только после того, как были собраны умы народа в одно полное убеждение, что в земле, как и в каждом дворе, должно быть одно единое хозяйство и один хозяин - господарь.
На Украине до сих пор глава двора - господарь. Двор, как единица землеустройства - господа, господарство. Например, о селении: малогосподний, т.е. малодворный. Сельско-хозяйственный - это сiльсько-господарський. У нас же еще сохранилось слово господствующий, как преобладающий, например, по отношению к ветру.
В данном случае слово носило и носит сугубо хозяйственное значение.
Следующее высказывание более интересное, т.к. проливает свет на то, каким образом на западе Руси появился сей титул.
Под именем Гепидов, мы полагаем должно понимать Госпóду, или Господарства и Жупанства, образовавшиеся в Дации, по изгнании Готов. Жупа (по К. Багрянородному) - село. Жупанства - округи, которыми управляли жупаны или старейшины, которые уважались более князя. Главная обязанность старейшин - правосудие. Затем, они стали называться кралями или королями, т.е. наказателями преступников от слова кара и наказание. Полагаю, в господарствах аналогично господары также имели право правосудия. О суде напоминает нам форма "Сударь" - сокращенное от Государь, но это позднее изменение от Господарь, поэтому с корнем "суд", не все понятно.
Татищев Гепидов называет Ленчане, что на сарматском означает "ленивые". После, им придумали короля и князя Леха. Собственно, Гепиды - это народ в Польше.
Ссылаясь на Ерасма Стуллу можно узнать, что во время правления Валентиана Императора Римского, когда Готы, Кимбры и пр. к западу для войны пошли. Оставшихся назвали Ленивии, а на их языке Гепиды, для того, что они в домах своих решили остаться, нежели храбрость свою показать.
Поляки у Русских долго Ленчане назывались, а потом стали Ляхи. Поляки начали стыдится своего имени Ленчане и с богемским историком Гагеком придумали Чеха и Леха. От Леха стали производить Ляха.
Гепиды и Готы сродны и в Древней Литовской истории у князя Радивила сказано, что начало готов было на Руси. Долгое время Литва Руссов именовала Гути. Сама же Литва названа так от Лить Алани - малый народ (сарматск.)
"Палестинский патерик" Гепидов называет арианами, т.е. последователями ересепоклонника Ариана. В составе с Готами, Визиготами и Вандалами владели всем западом. На Никейском соборе в 325 году арианство было осуждено, Арий изгнан, его книги были сожжены.
Так что же такое само слово "Гепиды"?
Об этом нам пишет Венелин Ю.И.:
Имя Паннонии уже давно забыто. Писатели 6 века называли ее жителей их личным именем - Sthlavini (Словене, Словенцы). Другие называли их по-гречески, Гепидами, т.е. Туземцами, для отличия от преобладающих народов. Название "Гепиды" произошло от двух слов: страна и мальчики, сыновья, что значит природные сыны страны или туземцы.
Выходит, гепиды или поляки/славены образовали общность - госпóда. Непонятно, только, зачем они "хозяйство", "владельца хозяйства" или административную единицу назвали по-гречески, если опираться на Вельтмана, где слово "Господа" образовалось от Гепид? Или быть может
оно вошло в лексикон по примеру греческого слова "Библиотека - библиотекАРЬ"; Господа - господАРЬ? Так получается, что слово греческое, а не общеславянское, как его производят этимологические словари. В русском языке добавляется суффикс "арь" - господарь.
"Арь" образует профессию или предмет.
А, если все же не греческое? Запишем Госпóда, как Hospoda, то очевидно, корень "хоз/гос" обозначает хозяйство. Что обозначает "под-а"? На ум приходит "подовый хлеб". "Под-ъ" - основание, дно печи, нижняя часть стога сена, подножие горы, пол, след ноги, место, почва.
Хозпóда - хозяйство на месте; хозяйство на котором стоят твои ступни ног, твоя материальная опора, твоя земля. Это составное слово из двух корней.
Говоря выше о библиотеке, обратимся к библии, которая буквально переводится - книга.
Там встречается два понятия: Бог и Господь. Все 7 дней сотворения идут от имени Бога, а после, вдруг, появляется Господь, далее Господь Бог. Т.е., появляется Хозяйство Божье на тверди/основе. Господъ, госпóда, господь. Твердый и мягкий знаки раньше были гласными буквами, потому, вероятно, имеется ввиду госпóда. А вот через господарей уже управлялись народы.
У слова "хозяйство" корень можно по-разному преподнести:
Хоз - Hos - Gos - Cos - Коз Какое хозяйство без козы и козла? Этот корень характерен не только для славянских языков, но был в ходу и на древне - английском - hǽсеn (козлёнок).
Только здесь можно предположить, что Козпóда вдруг становится твердью козла. Я могу припомнить только одного козла, - так называемого, Бафомета.
Возможно, отсюда могла произойти ассоциация "аспид/дьявол - гаспед/господь? В силу каких немыслимых обстоятельств так могло случиться, мне не ясно. Но, размышляя далее... если для кого-то высшим является "козел", то они, как его служители - это господин и госпожа. Наверно, то же можно применить и к Богу. Господин - принадлежащий к хозяйству, которое сотворено Богом. Госпожа - господина жена.
Кто в хозяйстве больше урона приносит? Это аспид с древа жизни Бога в его саду, когда Адам (мужчина) и Ева (женщина) были выперты из Рая; да козел, поедающий созревшую капусту на огороде.
Малороссия в ее гаспеде/дьяволе отразила странную деталь, когда, люди под одним и тем же словом могли понимать и воображать разное: дело Творца или Козла.
Когда народ нападает на другой, то в кого он верит? Какой образ несли впереди себя крестовые походы, фашистские и захватнические войны?
Ведь, это не имеет ничего общего с Богом. Бог - это прежде Любовь.
Как Гепиды - хозяйственники, сыны своей страны стали Ленчанами? Возможно, поменяли мировоззрение...и позволили распространиться лжи и отступничеству...
Действительно ли гепиды положили начало слову "госпóда" или оно образовалось исторически из слов "хозяйство+место, основание"?
Получается Господь не равно Бог, но без Бога не было бы госпóды, т.е. земного дома. Творец создал Дом. Лень заниматься ведением своего хозяйства, хозяйства в своей стране породила господаря, государя и господина в народе и оживила аспида.
Порой кажется, что сам дьявол придумал поставить леность на рубежах наших добродетелей.
Ф. Ларошфуко