Найти тему
Science & Future

Почему Crew Dragon летит к МКС гораздо дольше «Союзов»?

Вообще, видел разные статьи и видео на эту тему. В абсолютном большинстве из них очень долго рассказывают о стартовых окнах, фазовых углах и совмещении плоскостей корабля и станции, но всё гораздо проще.

Основных причин две:

  • Crew Dragon новый и не отработанный, как и схема его полёта.

Во время полёта к МКС астронавты проводят множество разнообразных тестов всех систем корабля.

  • У SpaceX нет опыта и отработанных математических моделей.

Первая модификация «Союза» была запущена в 1967 году. К МКС они летают с 2000 года. За 21 год российские математические модели для расчёта оптимального времени старта и орбитальных манёвров максимально отработаны.

Учитывая уровень развития современных компьютеров, SpaceX для этого явно понадобится гораздо меньше времени, но одной математикой тут не обойтись, так что потребуется совершить некоторое количество пусков и постепенно сокращать время полёта к станции.

А нужно ли летать так быстро?

Это, кстати, тоже очень хороший вопрос. Есть вполне обоснованное мнение, с которым я согласен, что тут речь о рекордах ради рекордов.

«Короткая» схема полёта подходит лишь опытным космонавтам. Новичкам же «длинная» схема позволяет лучше адаптироваться к микрогравитации до прибытия на станцию, где, при переходе в увеличенный станционный объём, может возникать расстройство вестибулярного аппарата.

Помимо прочего, адаптация максимально важна при возникновении нештатной ситуации во время полёта к МКС и необходимости перехода в ручной режим. Ну а риск нештатной ситуации возрастает в разы при «короткой» схеме полёта, а времени на её решение остаётся минимум. Представляете, если при этом часть экипажа ещё и не способна выполнять свои функции в полной мере, так как не успела адаптироваться к условиям.

Может топливо экономим, из-за чего полёты становятся дешевле?

К сожалению, нет. Именно на случай возникновения нештатной ситуации и перехода на двухсуточную схему полёта, баки заправляются полностью. То есть, понятное дело, что при трёхчасовой схеме полёта топлива расходуется в разы меньше, но остальное в любом случае сжигается в атмосфере при возвращении экипажа со станции.

Подписывайтесь на S&F, канал в Telegram и чат для дискуссий на научные темы.