Убырлы карчык
в татарском и башкирском фольклоре старуха, в которую вселился убыр.
"Убырлы карчык близка к образу Бабы-Яги из русского фольклора.
Может превращаться в разные предметы (бочка дёгтя, огненное колесо и др.), в животных (волк, кошка, мышь и др.).
В сказках убырлы карчык – в основном отрицательный персонаж, враждебная человеку сила. Притворяясь старухой, она входит в доверие к герою, высасывает его кровь." Источник:
Убыр
Убыр (башк. убыр, восходит к общетюркскому оbur от корня оp ‘засасывать’, ‘затягивать’) — в башкирской мифологии упырь, вампир; мифический персонаж, оборотень, покойник. Источник
https://ru-wikipedia-org.turbopages.org/ru.wikipedia.org/s/wiki/%D0%A3%D0%B1%D1%8B%D1%80?
Было это в давние времена, когда ещё не было мобильной связи и прочих достижений цивилизации. Мы тогда поехали в трудовой десант. Направляли раньше с институтов осенью студентов в деревни для помощи в сельскохозяйственных работах местному населению. Проще говоря мы работали на полях, копали картошку, ее складывали в мешки, грузили на машины, которые свозили их в местное овощехранилище. Днём мы работали, а к вечеру были свободны и представлены сами себе. К слову сказать, жили мы все как в общежитии, в старом клубе, где было два крыла, мужское и женское соответственно. Молодежи в деревне не было, поэтому и клуб был в запустении.
Вот раз, когда мы работали в поле и пришло обеденное время, Фатима апа, (апа, апай, на татарском языке означает тётя) которой было поручено нас обедом кормить, присела с нами тоже попить чайку. Мы решили спросить ее про деревню, почему так мало здесь живёт народа и молодежи совсем нет. Она вздохнула и сказала, что раньше то их кохоз был передовым и народа здесь жило много. Ну случилась в один год беда, стала гибнуть скотина по дворам. Одним словом мор случился. Только вот странное дело, у коров будто кто то кровь выпивал. Сам факт приводил всех жителей в непередаваемый ужас. Стали жители по ночам сторожить свой скот, но никто ничего так и не замечал. И вот однажды у Зуфар абый, ( абый, абы, на татарском языке означает дядя) так звали хозяина дома, он жил с сыновьями, вот к ним в коровник забежало странное существо, не собака и не волк, но очень страшное. Когда они, взяв в руки вилы побежали следом, увидели, что одна корова лежит на боку, а над ней с окровавленной пастью стояло настоящее чудище. Взгляд его был парализующим.
А Зуфар абы увидел, что глаза были разного цвета, один горел жёлтым огнем, а другой зелёным. Так они стояли в оцепенении и смотрели на это страшилище. Но в какую то минуту Зуфар абы пришел в себя и метнул вилы в сторону чудища. Оно страшно завизжало и бросилось бежать, оставляя кровавый след. Зуфар абы с сыновьями бросились следом, но в ночи зверя и след простыл. На утро Зуфар абы пошел в сельсовет, чтобы рассказать о случившемся, что по деревне бродит либо бешеная собака, либо это был волк и что нужно организовать поимку этого странного зверя. В сельсовете ему сказали, что на окраине села сегодня ночью скончалась одна старуха и сейчас надо заняться ее похоронами. Опять же никто не помнил, когда она появилась в этой деревне и жила она отшельницей, ни с кем не общалась, даже в сельском магазине ее ни разу не видели. По обычиям у мусульман хоронят людей в тот же день, до наступления заката.
Но вот только оказалось, что при жизни у этой старухи были глаза разного цвета, да и умерла она от потери крови, видимо вилами ногу себе поранила. И что главное, после похорон, случаи с мором скота прекратились. Но и после этого как то из деревни стали люди уезжать, деревня эта стала, как засохшее старое дерево.
После этой истории, мы тоже как то опасались гулять по деревне по ночам, да и через два дня, мы уже вернулись в город.
(с)Раиса
28 апреля 2021.
Если вам нетрудно поставьте свой 👍 и
я буду вам благодарна если подпишитесь на мой канал.
Ваше мнение очень
ВАЖНО, вы можете его оставить в комментариях.