Найти тему
Новый драматический театр

Из истории театрального билета

Оглавление

Количество ищущих "лишний билетик" перед началом спектакля давно считается показателем престижа театра и популярности репертуара. Но мы обычно не задумываемся, что у театрального билета, как и у любого другого артефакта, есть своя история, своё место в культуре... Между тем, жители Москвы могут совершить интереснейший "билетный экскурс" при посещении Театрального музея им. Бахрушина, а петербуржцы — в Музее музыкального и театрального искусства. В дизайне билетов отражается многое: от особенностей конкретного представления до общей атмосферы в обществе, того, что называют духом времени... Роскошное приглашение в Театр Корша конца XIX века совсем не похоже на строгий и изящный билет Художественного Театра, а скромные советские бумажные билетики — на современные распечатки электронной брони...

МНДТ, вход и билетная касса
МНДТ, вход и билетная касса

В наше время тоже встречаются театральные билеты необычной формы: складные, украшенные бантами и аппликацией, билеты-картонки, гравюры, пластиковые карты... Некоторые национальные театры используют оригинальные мотивы оформления, связанные с этническими мотивами. Особая традиция европейских императорских театров — ретро-билеты и программки в виде дамских вееров. В эпоху Просвещения женщинам раздавали веера в качестве сувениров, и кому-то пришло в голову расписывать их не не только узорами, но и именами актёров.

Казалось бы, подумаешь — билет! Обыкновенный входной документ, каких много: в наземном транспорте, в кино, на стадионах, иногда в парках и даже на ярмарках. Однако #билеты в театр обладают каким-то особым значением, не случайно их любят оставлять на память вместе с программкой. Театроведы называют их скучным словосочетанием "зрительская атрибутация спектакля", зная при этом, что билет может стать настоящей реликвией, если дал возможность увидеть что-то подлинно важное, настоящее, очищающее душу...

Когда-то на театральные билеты наклеивали марки, как на почтовые конверты
Когда-то на театральные билеты наклеивали марки, как на почтовые конверты

Театральный билет в древнем мире

Известно, что первым в истории плату за вход в театр начал взимать Перикл, афинский государственный деятель (494-429 гг. до н. э). Но стоимость посещения театра компенсировалась государством из специального фонда — кассы теорикон. В Древнем Риме спектакли и другие зрелища устраивали за счёт городских магистратов, поддержки преторов.

Билеты во времена античного театра представляли из себя жетоны (тессеры), где были указаны сектора, благодаря чему удавалось регулировать огромную театральную аудиторию, которая могла достигать 10 000 человек. Места в театре распределялись согласно сословию. Чем выше социальное положение, тем ближе мог сидеть зритель.
Билеты-монеты Древней Греции
Билеты-монеты Древней Греции

Считается, что рабов в театр не допускали. Однако есть интересная историческая гипотеза, что происхождение контрамарок связано как раз с процедурой "проходки" раба на театральное представление. Контрамарками называли глиняные плитки (как вариант — нечто вроде медальона), которые служили пропуском в театр, и одновременно удостоверением, свидетельствующим, что раб не сбежал, а законно отпущен своим хозяином на спектакль. До захода солнца никто не имел права тронуть раба с контрамаркой на шее. Для рабов выделяли отдельный вход, где как раз вёлся учёт контрамарок (их отбирали перед началом действия) и ярусы (ряды), откуда они могли смотреть — разумеется, будучи жёстко отделёнными от остальной публики.

В Европе первые платные представления появились в Венеции в начале XVI века. В отличие от времен античности, это были закрытые приватные театры с небольшим количеством мест, которые стали родоначальниками театра как коммерческого предприятия.

Русская билетная традиция

В России при царе Алексее Михайловиче билетов как таковых не было, потому что спектакли давали в закрытом формате, только для правящей верхушки. Первыми зрителями были царь и его приближённые — "бояре, и окольничьи, думные дворяне, и думные дьяки, и ближние люди, и стольники, стряпчие" — придворный штат, которому было вменено в обязанность присутствовать на театральных действах. Придворные не то что покупать билеты не желали, они и бесплатно-то являлись на спектакли только под угрозой навлечь на себя царский гнев. Некоторые старались уклониться любым способом, но тогда в ход пускалось принуждение. Например, в ноябре 1674 года в Преображенском была поставлена "Иудифь" и царь разослал к приближённым нарочных, сокольников и конюхов с приказом "немедленно прибыть с Москвы нарочно к великому государю..."

Музей музыкального и театрального искусства
Музей музыкального и театрального искусства

Царь смотрел представление, сидя в кресле перед сценой на особом месте, выдвинутом вперёд и разукрашенном, так, как обычно располагались европейские владетельные особы в своих театрах. Придворные размещались частью на скамьях, выставленных амфитеатром, частью на самой сцене. Сейчас билеты на такие места считаются привилегированными ("литерные ряды"). Царица и наследники прятались за решётками особой ложи и наблюдали за действием сквозь щели, оставаясь невидимыми для других зрителей. Таким образом, не нарушался этикет (ведь для театра в допетровскую эпоху не было разработано правил, даже туалет царицы не регламентировался), и вместе с тем царская семья тоже могла насладиться спектаклем.

При Петре Первом идея закрытых показов радикально развернулась в сторону общедоступности. Царю было важно расширять аудиторию, чтобы реализовать пропагандистские задачи. А когда в 1756 году Елизаветой Петровной была учреждена структура Императорских театров, которая началась с создания «русского для представления трагедий и комедий театра» в Санкт-Петербурге, началась практика проката, в определённом смысле сохранившаяся и по сей день. По городу рассылались афиши, которые гласили, что труппа Русского театра начинает свои выступления, и пропуск будет по билетам:

«... в партер и в нижние ложи билетам цена 2 рубли, а в верхние ложи рубль. Билеты будут выдаваны в доме, где Русский театр, на Васильевском острову в Третьей линии на берегу большой Невы в головкинском доме. Выдача билетов прежде представления кончится в четыре часа пополудни, а представление начнётся в шесть часов, о чем желателям оное видеть объявляется. Господские и прочие гражданские служители в ливрее ни без билетов ни с билетами впущены не будут...»

Когда был организован Московский Художественный театр, поначалу основатели хотели придать ему статус Общедоступного. Но увы, без серьёзной финансовой политики было не обойтись. Не только продажа билетов, но и поддержка меценатов были необходимы для выживания. Та же судьба постигла идею бесплатного посещения советских театров — от неё отказались, чтобы театры продолжали жить.

Билет в МНДТ
Билет в МНДТ

Заказать билеты в Московский Новый Драматический театр можно по телефону +7 (499) 182-03-47, либо приобрести онлайн на официальном сайте без наценки. Ждём вас! 😎

Читайте на нашем канале другие исторические материалы:

Первые сценографы русского театра
Крепостной театр в России