Уоррен Баффетт имеет легендарную историю с акциями авиакомпаний, однажды пошутив: "Я Уоррен, и я аэрохолик." Но впечатляющая прибыль отрасли за последний год бросает темное облако на решение Berkshire Hathaway сбросить все свои авиационные холдинги в мае 2020 года, когда цены достигли дна.
На ежегодном собрании акционеров Berkshire в 2020 году Баффет заявил, что потратил от 7 до 8 миллиардов долларов на приобретение акций D e l t a A i r L i n e s, U n i t e d A i r l i n e s, A m e r i c a n A i r l i n e s и S o u t h w e s t A i r l i n e s. Это привело к огромному убытку Berkshire в размере 50 миллиардов долларов в первом квартале 2020 года.
С тех пор акции взлетели, с American и Southwest выросли более чем на 80% с момента их падения 25 мая 2020 года, в то время как United и Delta выросли примерно на 70%. Измерение прибыли от 25 мая 2020 года всех четырех авиакомпаний дает еще более впечатляющие результаты.
Самые худшие потери за этот период, которые не обязательно отражают потери Berkshire в позициях, были ощутимыми. "Юнайтед" снизился более чем на 70%, а "Дельта" и "Америкэн" утонули более чем на 60%. Инвестиции, которые теряют 70%, требуют 333% прибыли, чтобы вернуться в безубыток.
Первая авиакомпания Баффета
Первая инвестиционная вылазка Баффета в авиакомпании началась с привилегированных акций USAir в 1989 году. В то время как Berkshire зарабатывала деньги на дивидендах, сам Баффет оплакивал это решение в течение десятилетий, бросая тень на низкую прибыль и дорогой характер отрасли.
В том же интервью, где Баффет назвал себя "аэрохоликом", он сказал:
"Если бы капиталист присутствовал в Китти Хок в начале 1900-х годов, он должен был ликвидировать Орвилла Райта. Он сэкономил бы деньги своему потомству. Но если серьезно, то авиационный бизнес был экстраординарным. Он съел капитал за последнее столетие, как почти никакой другой бизнес, потому что люди, кажется, продолжают возвращаться к нему и вкладывать новые деньги. У вас огромные постоянные издержки, сильные профсоюзы и цены на товары. Это не самый лучший рецепт успеха".
И все же, 2016 год случился — когда Berkshire впервые сильно загрузила отрасль. В своем ежегодном письме акционерам за этот финансовый год Баффет не обращался к новым фондовым холдингам авиакомпании — за исключением мимолетной шутки о том, что акционеры летят на годовое собрание.
"Имейте в виду, что авиакомпании иногда взвинчивают цены на выходные в Berkshire, хотя я должен признать, что теперь, когда Berkshire сделала крупные инвестиции в четыре крупнейших американских перевозчика, у меня появилась некоторая терпимость, граничащая с энтузиазмом, к этой практике", — писал Баффет.
2021 год Годовое собрание акционеров Berkshire Hathaway
Когда Баффет наконец сократил убытки Berkshire в 2020 году, Билл Смид, главный инвестиционный директор Smead Capital Management, написал критический обзор этого вопроса, но был осторожен, чтобы похвалить огромный исторический послужной список Баффета.
"Мы большие поклонники теорий Баффета о бизнесе с низкими требованиями к капиталу и способностью выбрасывать деньги владельцам. К сожалению, недавно он сделал акцент на индексации и не стал уклоняться от сегодняшних гламурных технологических акций, которые требуют все большего и большего капитала", - писал Смид.
От великого к ужасному
В Письме Berkshire акционерам в 2007 году Баффет описал три типа предприятий , которые он охарактеризовал как “Великие, Хорошие и Ужасные. "подумайте о трех типах "сберегательных счетов".
"Великий платит необычайно высокие проценты, которые будут расти с годами. Хороший человек платит привлекательную процентную ставку, которая будет начисляться также и на добавленные депозиты. Наконец, ужасный счет одновременно платит неадекватную процентную ставку и требует, чтобы вы продолжали добавлять деньги с этими разочаровывающими доходами".
Смид предполагает, что Баффетту следовало последовать его собственному совету. "Он описал "ужасный" бизнес, используя авиакомпании в качестве своего примера, и описал их во вступительной цитате этого письма. Баффетту было бы полезно прислушаться к своему 13-летнему "я", и мы думаем, что его описание ужасных акций должно сослужить нам хорошую службу при оценке сегодняшнего рынка."
Год спустя Смид напомнил инвесторам, чтобы они придерживались своей компетенции, сказав в интервью Yahoo Finance зрителям: "[Баффетту] напомнили, что он должен вкладываться в авиакомпании. И, между прочим, у всех нас есть инвесторы в отрасли или компании которых мы вероятно, никогда не должны вкладываться."