Найти тему
Голос Армении

ПЛОДЫ ЭПОХИ "РОМАНТИЗМА"

Оглавление

Запущенный в 90-е годы "маховик крайнего либерализма" работает до сих пор

В настоящее время, оказавшись по ряду известных причин в экономическом кризисе, необходимо вновь открыть дискуссию о том, какой должна быть современная индустриальная политика Армении, полагает экс-член коллегии (министр) ЕЭК по внутренним рынкам и ИКТ Карине МИНАСЯН. Но, прежде чем говорить о том, что нужно делать сейчас, важно проанализировать ошибки прошлого и потом только очертить новый вектор развития.

- КОНЦЕПЦИЯ "ЭФФЕКТИВНОГО СОБСТВЕННИКА", НАВЯЗАННАЯ АРМЕНИИ в рамках Вашингтонского консенсуса (кредиты взамен приватизации), привела к тому, что уже к 1993 году были уволены все так называемые красные директора и большая часть предприятий реального сектора перешла в руки "предпринимателей", руководствующихся исключительно максимизацией личной прибыли. Достижение этой цели свелось к распродаже национального богатства. Иными словами, эффективность для конкретного предпринимателя стала трагедией как для большей части трудоспособного населения, лишившейся рабочих мест, так и для государства в целом, - констатировала наша собеседница.

Для того чтобы понять, какой масштаб деиндустриализации претерпела Армения за последние 30 лет, она сослалась на экспертные оценки, согласно которым в 1982 г. Советская Армения за один день выпускала в 1,3 раза больше продукции, чем производилось на ее нынешней территории за весь 1913 г. Промышленные предприятия Армянской ССР в те годы производили буквально все: от передвижных электростанций, генераторов, трансформаторов и электродвигателей до измерительных и регулирующих приборов, автоматических, высокоточных и сверхвысокоточных уникальных станков, автомашин, предметов широкого потребления и т.д.

Однако с начала 90-х годов в экономической политике Армении воцарилась эпоха "романтизма", когда все считали, что не государство, а рынок должен определять, что, кому и как производить. Как следствие, национальное богатство Армении начало стремительно сокращаться. Производственные мощности уплывали за границу с фантастической скоростью, а большая их часть просто превращалась в металлолом.

- "Приватизация" как одна из "священных коров" либерализма расчистила дорогу импорту из более развитых стран, причем без каких-либо дополнительных усилий с их стороны. Но при отсутствии опыта управления производительностью в рыночных условиях наличие относительно дешевого импорта на рынке лишь усиливало давление на национальных производителей. К сожалению, запущенный в те годы "маховик крайнего либерализма" с переменным успехом работает до сих пор, - отметила г-жа Минасян.

Не новые идеи

Осознание необходимости проведения промышленной политики в Армении пришло после финансового кризиса 2008 года, когда концепция роста за счет неторгуемых секторов экономики и колоссального для того периода притока инвестиций перестала работать.

В 2009 ГОДУ СТАРТОВАЛА НОВАЯ ПРОГРАММА ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ, в рамках которой в режиме ручного управления осуществлялась поддержка предприятий реального сектора, направленная на преодоление кризиса.

Спустя два года, в 2011 году, была принята новая концепция индустриализации Армении и обозначены приоритетные отрасли. Именно в рамках этой концепции был дан старт реализации проекта "Инженерного города", принято законодательство о свободных экономических зонах, запущен механизм восстановления институтов технического регулирования и стандартизации, началось создание отраслевых объединений, и быстрыми темпами снижались транзакционные издержки за счет введения электронных систем взаимодействия бизнеса и государства.

- После "революции" 2018 года в государственной политике идея новой индустриализации перестала быть приоритетом и на первый план была выдвинута далеко не новая идея развития высоких технологий. К слову, развитие отрасли ИТ было объявлено приоритетом в экономической политике в начале 2000-х годов. Так что еще задолго до 2018 года, в течение многих лет, были созданы десятки лабораторий в Ереване, построены два региональных центра развития ИТ - в Гюмри и Ванадзоре, инициированы налоговые льготы для ИТ-компаний и т.д. Создание же нового Министерства высокотехнологической промышленности не добавило содержания к политике в данной сфере, - обрисовала ситуацию экс-министр ЕЭК.

Проблема во взаимном недоверии

На вопрос, какие шаги необходимо предпринять именно сейчас, она пояснила, что прежде всего государству необходимо не только поощрять инвестиции в национальную экономику, но и принимать прямое участие в инвестиционном процессе.

ПОДОБНАЯ ПРАКТИКА, ПО СЛОВАМ КАРИНЕ МИНАСЯН, ДОВОЛЬНО ШИРОКО принята как в развитых, так и в развивающихся странах, где правительства активно инвестируют в национальные предприятия, а зачастую создают государственные корпорации.

Существует множество механизмов, в том числе выкуп акций (доли) крупных предприятий, предоставление субсидий, прямое финансирование через различные госфонды и посредством госзакупок. Так, Россия, США и многие другие страны в госзакупках отдают предпочтение национальному производителю. Наряду с этим США, Китай, Великобритания, Россия и др. субсидируют и напрямую инвестируют в перспективные отрасли промышленности. Япония всячески поощряет техническое и технологическое перевооружение сельхозпроизводителей. Многие государства инвестируют на равных с частными инвесторами и т.д. Создаются экосистемы финансирования предпринимательской деятельности (создания предприятий с нуля).

- В Армении, к сожалению, практически все попытки создания государственных инвестиционных структур сводились к банальному кредитованию. Очевидно, что причин для подобной ситуации достаточно много, но особенно выделяется проблема тотального взаимного недоверия государства и производителя. Как следствие, именно это и приводит к отсутствию экономической дисциплины. Кроме того, в Армении отсутствуют законодательно закрепленные правила государственно-частного партнерства, что создает неопределенности и ограничивает возможности для активного участия государства в инвестиционном процессе, - полагает эксперт.

Зачем напрягаться, если и так все неплохо

Второй аспект заключается в том, что государство должно проводить политику "принуждения к инновациям".

ДЕЛАЕТСЯ ЭТО ПОСРЕДСТВОМ ВНЕДРЕНИЯ СТАНДАРТОВ, основанных на новых технологиях и освоенных национальными предприятиями, через установление высоких требований безопасности к продукции, а также через ограничение продаж на национальном рынке продукции, созданной на основе устаревших технологий. Плюс - введением экологических стандартов, которые призваны защитить национальных производителей, создавая тем самым "стеклянные потолки" для производителей, экспортирующих продукцию из других (особенно из развивающихся) стран.

Например, Европа отказывается от автомобилей внутреннего сгорания, обсуждает ограничение ввоза и производства товаров на предприятиях, где выбросы углекислого газа выше установленной нормы. В США технологии из Китая объявили угрожающими национальной безопасности. Россия постепенно отказывается от использования иностранного (за исключением созданного в странах ЕАЭС) программного обеспечения.

- Фактически это означает, что любой новый, закрепленный на государственном уровне стандарт или техническое требование содержит в себе как минимум два компонента. Во-первых, "принуждает" производителей к инновациям, что ведет к росту качества национальной продукции и, соответственно, к увеличению спроса на экспортных рынках и созданию новых рынков. Во-вторых, ограничивает конкуренцию с помощью технологий и создает благоприятные условия для местных производителей, - проанализировала наша собеседница.

Что касается Армении, то институт стандартизации, по ее словам, давно утратил функцию, связанную с поддержанием инновационной активности в традиционных отраслях экономики. Он, по сути, не принимает участия в формировании государственной промышленной политики, направленной на развитие экономики и создание новых высокотехнологических рабочих мест. В условиях ее отсутствия собственники предприятий реального сектора продолжают жить в рамках концепции "Зачем напрягаться, если и так все неплохо". Но это краткосрочная концепция, которая рано или поздно приводит к потере производительности и, как следствие, конкурентоспособности.

Азарт использовать с пользой

Следующий аспект охватывает финансовую систему, основная функция которой сводится к финансированию реального сектора. Теперь вопрос: на какой процент по кредиту может рассчитывать производитель в Армении в условиях, когда государство как заемщик гарантирует 9% дохода финансовым институтам при том, что риски государственных займов оцениваются как минимальные?

АРГУМЕНТ О ТОМ, ЧТО КРЕДИТНЫЙ ПРОЦЕНТ - производная от процента по депозитам, по мнению г-жи Минасян, абсолютно бесспорен. И очевидно, что банковская система не может справиться с задачей финансирования инвестиций и предпринимательства, а способна лишь обслуживать естественный экономический кругооборот. Но закономерно встает другой вопрос: почему в Армении не развиваются альтернативные финансовые механизмы, которые смогли бы обеспечить более приемлемые условия заимствований для предпринимателей? Речь идет о формировании возможностей для заимствований на рынке ценных бумаг, о создании или стимулировании институтов рискового финансирования.

- Ни для кого не секрет, что в Армении существуют более чем благоприятные условия для развития игорного бизнеса. Доходы этой отрасли сравнимы с доходами всей финансовой системы Армении и составляют около 300 млрд. драмов ежегодно. Но почему, если граждане страны так склонны к риску, мы не создаем условия и возможности для них играть не перед игровыми автоматами, а на фондовой бирже? - вопрошает г-жа Минасян.

Регулирование в этой сфере, уверена она, требует изменений, направленных на стимулирование создания электронных механизмов привлечения инвестиций от широких слоев населения. Возможность участия на фондовом рынке должна быть расширена и разрешена напрямую не только квалифицированным инвесторам (требования к которым могут выполнить едва ли не сто человек по всей стране). С другой стороны, сами предприятия (особенно средние) не готовы выходить на фондовый рынок. Вполне возможно, что инициированные законодательные изменения будут этому способствовать.

Создать эффективную инфраструктуру

Еще одна "святая корова" либерализма - конкуренция, которая в условиях проведения открытой экономической политики поощряется при равных стартовых условиях.

ЕСЛИ МЫ СМОТРИМ НА НЕЕ ЧЕРЕЗ НАЦИОНАЛЬНУЮ "ФОРТОЧКУ", то, безусловно, на национальном рынке должны создаваться равные условия для конкуренции. Но если мы решим "распахнуть окно" и посмотреть на конкуренцию в глобальном контексте, то увидим, что армянские производители, находящиеся в условиях блокады, зависимости от импортного сырья, отсутствия адекватных источников финансирования, образовательной системы, которая не способна готовить рыночных специалистов и пр., находятся в абсолютно неравных стартовых конкурентных условиях на глобальном рынке. Все это, естественно, препятствует развитию национальных производств.

- Поэтому государство должно направлять свои усилия на заполнение этого разрыва, оказывая национальным производителям максимальную поддержку в продвижении товаров, маркетинге, через субсидирование и множество других проактивных инструментов промышленной политики. Тем более что в Армении как стране, не имеющей выхода к морю, объективно высоки издержки, связанные с организацией экспорта. Это требует еще больших усилий от государства для минимизации транзакционных издержек предпринимателей и проведения реформ, направленных на совершенствование инфраструктуры экспорта. В том числе на снижение административных расходов посредством внедрения современных технологий. Именно так государство и сможет создать для производителей товаров и услуг эффективную инфраструктуру, - резюмировала наша собеседница.

Эдита КАРАХАНЯН

https://golosarmenii.am/article/116197/plody-epoxi-romantizma