Найти в Дзене
Историк Античности

Геродот о скифах. Ареалы обитания скифов

Уже в древности «Историю» Геродота, одни относили к самым замечательным произведениям историографии, другие беспощадно критиковали. Аристотель, например, в своей «Поэтике», приводит в пример Геродота, считая его, очевидно, наиболее выдающимся историком. Причиной были не только его научные заслуги, но и блестящий талант рассказчика, мастера художественной прозы, сумевшего из самых разнообразных материалов создать яркое и цельное по своему характеру произведение. Среди недоброжелателей, особенно ожесточенным противником  «отца истории» был Ктесий. В своей «Персидской истории» он изо всех сил старался изобличить Геродота в лживости. О геродотовском описании Египта, как переполненном выдумками и баснями, критически отзывался Диодор (I, 69), оттенок недоброжелательности заметен и у Страбона (XI, 6, 3). Но самые резкие выпады против Геродота, обвинения в том, что он был несправедливым и низким человеком, мы находим в специально написанном для этой цели трактате Плутарха «О злонравии Геродота

Уже в древности «Историю» Геродота, одни относили к самым замечательным произведениям историографии, другие беспощадно критиковали. Аристотель, например, в своей «Поэтике», приводит в пример Геродота, считая его, очевидно, наиболее выдающимся историком. Причиной были не только его научные заслуги, но и блестящий талант рассказчика, мастера художественной прозы, сумевшего из самых разнообразных материалов создать яркое и цельное по своему характеру произведение.

Среди недоброжелателей, особенно ожесточенным противником  «отца истории» был Ктесий. В своей «Персидской истории» он изо всех сил старался изобличить Геродота в лживости. О геродотовском описании Египта, как переполненном выдумками и баснями, критически отзывался Диодор (I, 69), оттенок недоброжелательности заметен и у Страбона (XI, 6, 3). Но самые резкие выпады против Геродота, обвинения в том, что он был несправедливым и низким человеком, мы находим в специально написанном для этой цели трактате Плутарха «О злонравии Геродота»

Описание Скифии, содержащееся в четвертой книге «Истории» Геродота, является основным источником для древнейшей истории народов, обитавших в бассейне Северного Причерноморья. Как замечает Сартон(1884 – 1956), один из авторов истории наук в древности, оно так же важно, как «Германия» Тацита для истории древних германцев. Картина расселения скифских племен, их обычаи и общественный строй, одежда и способы передвижения — все, рассказанное Геродотом, в основном подтверждается археологическими исследованиями указанного района, содержимым скифских курганов, памятниками изобразительного искусства.

Главным источником информации о Скифии для автора были его личные наблюдения, сделанные им при посещении Ольвии, а также рассказы местных жителей — как скифов, так и греков. Последние археологические раскопки в Ольвии показали, что описание города, сделанное «отцом истории», в основных чертах соответствует действительности.

-2

В  описании Скифии и северных стран вообще, Геродот пользовался разнородными и разноречивыми источниками. Помимо ионийской карты и «Землеописания» Гекатея (Гекатей, сын Гегесандра из Милета, жил во времена Дария, царствовавшего после Камбиса, в одно время с Дионисием Милетским, 520—516 гг. до н. э., историограф), которые у него всегда были перед глазами, ему известна была, вероятно, в первоисточнике периэгеса, связываемая иногда с именем Дионисия Милетского (Дионисий Милетский – греческий логограф V в. до Р.Х., автор несохранившихся сочинений: «Персидская история» в 5 книгах, «Троянская история» в 3 книгах и «Описание Земли), содержавшая описание сухого пути из Скифии в закаспийские страны и положенная в основу мифической периэгесы Аримаспеи Пс. Аристея (Аристей из Проконнеса ок. VII в. до н. э. — древнегреческий поэт, путешественник). Поэма эта была также непосредственно и хорошо известна Геродоту и в достаточной степени повлияла на его представления о Скифии и о ее исторических судьбах. Подобно Гекатею, Геродот использовал легендарный материал весьма широко, черпая его не только из Аримаспеи, но и из храмовых легенд: делосских, малоазийских, вероятно также и местных причерноморских, слышанных им в Ольвии или от боспорских греков.

-3

Общие представления Геродота о Скифии существенно отличаются от гекатеевых. Гекатей причислял к скифским все народности Северо-Восточной Европы и Северной Азии, а также Кавказа. Геродот же ограничивает Скифию весьма тесными рамками как с запада и востока, так и с севера. Скифская земля, по его словам, простирается от нижнего течения р. Истра и его притока Тиаранта на западе, до р. Танаиса на востоке.

-4

На север же Скифия, имеющая, форму квадрата, простирается на 20 дней пути (IV, 101). На севере за скифской землей в направлении с запада на восток простираются земли невров, андрофагов, меланхленов, будинов. На востоке со скифами граничат родственные им савроматы и меоты, а на юге в Таврике - тавры, которых Геродот также строго отличает от скифов.

17. Бли­же все­го от тор­го­вой гава­ни бори­сфе­ни­тов(а она лежит при­бли­зи­тель­но в середине всей при­пон­тий­ской зем­ли ски­фов) оби­та­ют кал­ли­пиды — эллин­ские ски­фы;
пле­мя под назва­ни­ем али­зо­ны. Они наряду с кал­ли­пида­ми ведут оди­на­ко­вый образ жиз­ни с осталь­ны­ми ски­фа­ми, одна­ко сеют и пита­ют­ся хле­бом, луком, чес­но­ком, чече­ви­цей и про­сом. Север­нее али­зо­нов живут ски­фы-зем­ледель­цы. Они сеют зер­но не для соб­ст­вен­но­го про­пи­та­ния, а на про­да­жу
18. За Бори­сфе­ном же со сто­ро­ны моря сна­ча­ла про­сти­ра­ет­ся Гилея, а на север от нее живут ски­фы-зем­ледель­цы. Их элли­ны, живу­щие на реке Гипа­нис, назы­ва­ют бори­сфе­ни­та­ми, а сами себя эти элли­ны зовут оль­ви­о­по­ли­та­ми. Эти зем­ледель­цы-ски­фы зани­ма­ют область на три дня пути к восто­ку до реки Пан­ти­ка­па , а к севе­ру — на один­на­дцать дней пла­ва­ния вверх по Бори­сфе­ну.

За рекой Герром идут так назы­вае­мые цар­ские вла­де­ния. Живет там самое доб­лест­ное и наи­бо­лее мно­го­чис­лен­ное скиф­ское пле­мя. Эти ски­фы счи­та­ют про­чих ски­фов себе под­власт­ны­ми. Их область к югу про­сти­ра­ет­ся до Тав­ри­ки, а на восток — до рва, выко­пан­но­го потом­ка­ми сле­пых рабов, и до гава­ни у Мео­тий­ско­го озе­ра по име­ни Крем­ны. Дру­гие же части их вла­де­ний гра­ни­чат даже с Танаи­сом. Север­нее этих цар­ских ски­фов живут мелан­х­ле­ны — дру­гое, не скиф­ское пле­мя

На чем основывается проводимое Геродотом разделение северочерноморских племен на скифские и нескифские, ясным становится далеко не сразу, ввиду чрезвычайной непоследовательности этого разделения. Так, савроматов, говорящих, по его словам, на скифском языке (IV, 117), он не считает скифами ввиду их смешанного происхождения от скифских юношей и амазонок. Остальные пограничные и названные выше племена имеют скифские обычаи и говорят, видимо, в большинстве случаев на скифском языке. Это прямо засвидетельствовано для будинов (IV, 108),

«Будины – большое и многочисленное племя. У всех них светло-голубые глаза и рыжие волосы. В их земле находится деревянный город под названием Гелон. Каждая сторона городской стены длиной в 30 стадий [5340 метров]. Городская стена высокая и вся деревянная. Из дерева построены также дома и святилища. Ибо там есть святилища эллинских богов со статуями, алтарями и храмовыми зданиями из дерева, сооружёнными по эллинскому образцу. Каждые три года будины справляют празднество в честь Диониса и приходят в вакхическое исступление. Жители Гелона издревле были эллинами. После изгнания из торговых поселений они осели среди будинов. Говорят они частью на скифском языке, а частью на эллинском. Однако у будинов иной язык, чем у гелонов, образ их жизни также иной» [1, IV, 108].

Гелонов же он четко отделяет по языку и обычаям, и называет их говорящими на варианте эллинского языка, и так же то,что у гелонов есть города и храмы, пускай и из дерева.

22. За буди­на­ми к севе­ру сна­ча­ла про­сти­ра­ет­ся пусты­ня на семь дней пути, а потом далее на восток живут фис­са­ге­ты — мно­го­чис­лен­ное и свое­об­раз­ное пле­мя. Живут они охотой. В тех же кра­ях по сосед­ству с ними оби­та­ют люди по име­ни иир­ки.

Геродот описывает даже охоту иирков:

Охот­ни­ки под­сте­ре­га­ют добы­чу на дере­вьях (ведь по всей их стране густые леса). У каж­до­го охот­ни­ка нагото­ве конь, при­учен­ный лежать на брю­хе, чтобы мень­ше бро­сать­ся в гла­за, и соба­ка. Заме­тив зве­ря, охот­ник с дере­ва стре­ля­ет из лука, а затем вска­ки­ва­ет на коня и бро­са­ет­ся в пого­ню, соба­ка же бежит за ним.

Геродот обходит молчанием и лишь об андрофагах говорит определенно, что они изъясняются на особом, нескифском языке. Из чего, во всяком случае, ясно, что Геродот руководствовался вовсе не этническим признаком для выделения скифских племен из числа нескифских, а также не культурно-бытовым.

А оттуда зем­ля уже твер­дая, как камень, и неров­ная. После дол­го­го пере­хо­да по этой каме­ни­стой обла­сти при­дешь в стра­ну, где у под­но­жия высо­ких гор оби­та­ют люди. Как пере­да­ют, все они, как муж­чи­ны, так и жен­щи­ны, лысые от рож­де­ния, курносые и с широ­ки­ми под­бо­род­ка­ми. Гово­рят они на осо­бом язы­ке, оде­ва­ют­ся по-скиф­ски, а пита­ют­ся дре­вес­ны­ми пло­да­ми. Имя дере­ва, пло­ды кото­ро­го они употреб­ля­ют в пищу, пон­тик. Вели­чи­ной это дере­во почти что со смо­ков­ни­цу, плод его похож на бобо­вый, но с косточ­кой внут­ри. Спе­лый плод выжи­ма­ют через ткань, и из него выте­ка­ет чер­ный сок под назва­ни­ем «асхи». Сок этот они лижут и пьют, сме­ши­вая с моло­ком. Из гущи асхи они при­готов­ля­ют в пищу лепеш­ки. Скота у них немно­го, пото­му что паст­би­ща там пло­хие. Каж­дый живет под дере­вом. На зиму дере­во вся­кий раз покры­ва­ют плот­ным белым вой­ло­ком, а летом остав­ля­ют без покрыш­ки. Никто из людей их не оби­жа­ет, так как они почи­та­ют­ся свя­щен­ны­ми и у них даже нет бое­во­го ору­жия. Они ула­жи­ва­ют рас­при соседей, и если у них най­дет убе­жи­ще какой-нибудь изгнан­ник, то его никто не сме­ет обидеть. Имя это­го наро­да — аргип­пеи.

Описания скифских племен Геродот, судя по всему, распостраняются вплоть до алтайских скифов. Судя по описанию аргиппеев, это именно алтайские саки- бреющие головы,оставляющие лишь косицу на затылке справа. Причем брили головы мужчины и даже женщины, судя по находкам -(Укокская красавица. Мумия жрицы с бритой головой, косицей на темени и в парике). Судя по описаниям, жилища Аргиппеев были подобны жилищу Одиссея- основой дома служило дерево, вокруг которого ставилась юрта. Но, возможно это был род шатра, с большой жердью посередине, но из белого войлока.

-5

Далее Геродот описывает исседонов,вероятнее всего это усуни-исуйцы Сибири. Находки на Иртыше Саргатской, Таштыкской культур подтверждают правоту Геродота.

Об обы­ча­ях исседо­нов рас­ска­зы­ва­ют сле­дую­щее. Когда уми­ра­ет чей-нибудь отец, все род­ст­вен­ни­ки при­го­ня­ют скот, зака­лы­ва­ют его и мясо раз­ру­ба­ют на кус­ки. Затем раз­ре­за­ют на части так­же и тело покой­но­го отца того, к кому они при­шли. Потом все мясо сме­ши­ва­ют и устра­и­ва­ют пир­ше­ство. С чере­па покой­ни­ка сни­ма­ют кожу, вычи­ща­ют его изнут­ри, затем покры­ва­ют позо­ло­той и хра­нят как свя­щен­ный кумир. Это­му куми­ру еже­год­но при­но­сят обиль­ные жерт­вы. Жерт­во­при­но­ше­ния совер­ша­ет сын в честь отца, подоб­но тому, как это про­ис­хо­дит на поми­наль­ном празд­ни­ке у элли­нов. Этих людей так­же счи­та­ют пра­вед­ны­ми, а жен­щи­ны у них совер­шен­но рав­но­прав­ны с муж­чи­на­ми.

Специфика погребального культа Исседонов-усуней-исуйцев так и осталась подобной временам катакомбной культуры. Тела, покрывают глиной, моделируя маски по лицу мертвого. Есть находки, подобные описанию Геродота- когда внутри глиняной куклы помещали кости покойного, иногда только его череп.

-6

Так что свидетельства Геродота бесценны с научной точки зрения, дополняют данные археологии, и , иногда помогают понять настоящий смысл находок археологов. И земля Гилея,само имя этой скифской территории порождает массу вопросов. Читается же не Гилея , а Илея. Так что вероятно, это земля Велеса, ведь и определенное время в мифах именуется веками Велесовыми.

Литература:

Геродот История

Иван Валерьев Скифский рассказ Геродота

Соловьев С.Ю. Гунны, Народ, пришедший с Ямала. Аттила, каган гуннов из рода Вельсунгов https://ridero.ru/books/gunny_narod_prishedshii_s_yamala_attila_kagan_gunnov_iz_roda_velsungov/

Подписывайтесь на мой канал https://zen.yandex.ru/profile/editor/historyrus Русь, сложение государства в IX веке. Венеды и северяне, часть гуннов, ставшие основой новой общности. https://ridero.ru/books/rus_slozhenie_gosudarstva_v_ix_veke_venedy_i_severyane_chast_gunnov_stavshie_osnovoi_novoi_obshnosti/ Гунны, Народ, пришедший с Ямала. Аттила, каган гуннов из рода Вельсунгов https://ridero.ru/books/gunny_narod_prishedshii_s_yamala_attila_kagan_gunnov_iz_roda_velsungov/ Крито-микенская культура и религия как часть индоевропейской культуры эпохи бронзового века https://ridero.ru/books/krito-mikenskaya_kultura_i_religiya_kak_chast_indoevropeiskoi_kultury_epokhi_bronzovogo_veka/ Царевна-Лебедь с Золотой Горы. Легенды Севера https://www.litres.ru/sergey-solovev-18521949/carevna-lebed-s-zolotoy-gory-legendy-severa/ Мертвая царевна и Семеро Грезящих https://www.litres.ru/sergey-solovev-18521949/mertvaya-carevna-i-semero-grezyaschih/ Близнецы с Алатырь-острова. Дети Мертвой Матери https://www.litres.ru/sergey-solovev-18521949/bliz-63494153/ Сын звезды, рожденный горой. Александр Великий https://www.litres.ru/sergey-solovev-18521949/syn--63482592/Под стук колес «Сергея Есенина» https://www.litres.ru/sergey-solovev-18521949/pod-stuk-koles-sergeya-esenina/Шереметев. Лабиринты познанияhttps://www.litres.ru/sergey-solovev-18521949/sheremetev-labirinty-poznaniya/ Камни парка «Коломенское». Нить правды https://ridero.ru/books/kamni_parka_kolomenskoe_nit_pravdy/Белый колет и фригийский колпак https://www.litres.ru/sergey-solovev-18521949/belyy-kolet-i-frigiyskiy-kolpak/ Шереметев. Лабиринты Познания https://ridero.ru/books/sheremetev_labirinty_poznaniya/ Лабиринты и тайны познания https://ridero.ru/books/labirinty_i_tainy_poznaniya Белый колет и фригийский колпак https://www.litres.ru/sergey-solovev-18521949/belyy-kolet-i-frigiyskiy-kolpak/ Лабиринты и тайны познания https://ridero.ru/books/labirinty_i_tainy_poznaniya/ Близнецы с Алатырь-острова. Сын Звезды, рожденный горой. Александр Великий. Романы. https://ridero.ru/books/bliznecy_s_alatyr-ostrova_syn_zvezdy_rozhdennyi_goroi_aleksandr_velikii_romany/ Мертвые Царевны. Стражи Приобья https://ridero.ru/books/mertvye_carevny_strazhi_priobya /Золотая цепь гомерова/ https://www.litres.ru/sergey-solovev-18521949/zolotaya-cep-gomerova/Грядущий Апокалипсис. Пробуждение Царевен https://www.litres.ru/sergey-solovev-18521949/gryaduschiy-apokalipsis-probuzhdenie-careven/