Информация Банка РФ от 27 апреля 2021
Кредитным и некредитным финансовым организациям рекомендуется определить режим работы с 4 по 7 мая 2021 года самостоятельно с учетом интересов своих клиентов. Для информирования клиентов о режиме работы офисов, изменениях в порядке предоставления услуг и работе онлайн-сервисов Банк России рекомендует кредитным и некредитным финансовым организациям своевременно разместить данную информацию на официальных интернет-сайтах и в местах обслуживания клиентов, а также предоставлять ее потребителям и клиентам иным доступным способом.
В случае принятия решения о работе в указанные нерабочие дни кредитным и некредитным финансовым организациям необходимо соблюдать все требования законодательства, обязательные для соблюдения в рабочие дни.
Банк России рекомендует некредитным финансовым организациям в случае принятия решения о работе в нерабочие дни с 4 по 7 мая 2021 года, в том числе в части совершения операций на организованных торгах, обеспечить возможность предоставления клиентам таких организаций всех необходимых услуг, оказываемых в рабочие дни. В случаях, предусмотренных законодательством, если работа некредитных финансовых организаций сопряжена с необходимостью осуществления функций со стороны специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, специализированному депозитарию надлежит обеспечить функционирование всех необходимых услуг в части обслуживания клиентов.
Обязательства по финансовым сделкам, срок исполнения которых приходится на нерабочие дни с 4 по 7 мая 2021 года, должны исполняться должниками в срок, предусмотренный договором.
Информация Пленума ВС от 27 апреля 2021
Пленум ВС назвал уважительные и неуважительные причины неуплаты алиментов.
Во всех случаях подлежат оценке с указанием в постановлении по делу об административном правонарушении мотивов, по которым судья с учетом исследования всех обстоятельств дела, в том числе материального и семейного положения лица, обязанного уплачивать алименты, пришел к выводу о том, почему конкретные фактические обстоятельства отнесены либо не отнесены им к числу уважительных причин неуплаты алиментов.
Уважительными причинами неуплаты алиментов могут быть признаны такие обстоятельства, при которых она имела место независимо от воли плательщика (Например, в связи с его болезнью (нетрудоспособностью); по вине других лиц, в частности, в связи с невыплатой заработной платы работодателем, задержкой или неправильным перечислением банком сумм по алиментам; вследствие обстоятельств непреодолимой силы; ввиду прохождения лицом военной службы по призыву).
Не уважительные причины:
1. Несогласие с установленным размером алиментов не считается уважительной причиной, в таком случае плательщик должен оспаривать взыскиваемую с него сумму в судебном порядке.
2. Сам по себе факт совместного проживания лица, обязанного уплачивать алименты, с получателем алиментов не может расцениваться как основание для признания причины неуплаты алиментов уважительной.
3. Неуплата алиментов в период отбывания лицом, обязанным уплачивать алименты, наказания в местах лишения свободы также не является безусловным основанием для его освобождения от административной ответственности. В указанном случае подлежат исследованию иные обстоятельства, в частности: привлекалось ли такое лицо в период отбытия наказания к оплачиваемому труду, не отказывалось ли оно от работы без уважительных причин.
4. Достижение ребенком совершеннолетия, приобретение им полной дееспособности в результате вступления в брак, эмансипация или усыновление (удочерение) ребенка, на содержание которого взысканы алименты, а также его смерть не могут быть признаны основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении за неуплату алиментов.
Лицо, обязанное уплачивать алименты, подлежит привлечению к административной ответственности и в том случае, если установлен факт умышленной неполной уплаты им средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, то есть уплаты алиментов в размере меньшем, чем это предусмотрено судебным актом или соглашением об уплате алиментов, поскольку данное обстоятельство является их нарушением.
Дело должно слушаться в день получения протокола об административном правонарушении (постановления о возбуждении дела об административном правонарушении) и других материалов, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, – не позднее 48 часов с момента его задержания.
Ввиду сокращенных сроков рассмотрения дел о неуплате алиментов, материалы, поступившие в суд, должны содержать исчерпывающие и непротиворечивые сведения, относящиеся к событию административного правонарушения
Информация ФНС РФ от 27 апреля 2021 г.
До 30 апреля 2021 года необходимо представить декларацию о доходах, полученных в 2020 году. Сделать это можно в налоговой инспекции по месту своего учета или в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг. Заполнить декларацию также можно онлайн в Личном кабинете налогоплательщика для физических лиц, где большая часть данных уже предзаполнена, или использовать программу «Декларация», которая автоматически формирует нужные листы формы 3-НДФЛ.
Отчитаться о доходах необходимо, если в 2020 году налогоплательщик, к примеру, продал недвижимость, которая была в собственности меньше минимального срока владения, получил дорогие подарки не от близких родственников, выиграл небольшую сумму в лотерею, сдавал имущество в аренду или получал доход от зарубежных источников.
Сдать декларацию также должны индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица.
Уплатить НДФЛ, исчисленный в декларации, необходимо до 15 июля 2021 года. Подать декларацию также необходимо, если при выплате дохода налоговый агент не удержал НДФЛ и не сообщил в налоговый орган об этом. Если же налоговый агент выполнил эту обязанность, то налоговый орган направит налогоплательщику уведомление, на основании которого необходимо уплатить НДФЛ не позднее 1 декабря 2021 года.
За нарушение сроков подачи декларации и уплаты НДФЛ налогоплательщика могут привлечь к ответственности в виде штрафа и пени. Предельный срок подачи декларации 30 апреля 2021 года не распространяется на получение налоговых вычетов. В этом случае направить декларацию можно в любое время в течение года.
В форму декларации 3-НДФЛ внесено заявление о возврате излишне уплаченного налога. В случае указания в декларации суммы НДФЛ, подлежащей возврату, налогоплательщик вправе представить данное заявление в составе декларации.
Информация ФНС РФ от 27 апреля 2021 г.
Уточнены правила отражения сведений в рамках системы прослеживаемости товаров.
Минюст РФ зарегистрировал приказ ФНС России от 26.03.2021 № ЕД-7-3/228@. Он вносит изменения в форму, формат и правила заполнения декларации по налогу на добавленную стоимость, формат представления сведений из журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и продаж, а также дополнительных листов из них в части сведений, используемых в рамках системы прослеживаемости.
Так, в декларацию по налогу на добавленную стоимость теперь дополнительно включаются следующие сведения о прослеживаемости:
регистрационный номер партии товаров,
код единицы измерения товара,
количество товара в единицах измерения,
Также в декларацию по налогу на добавленную стоимость включаются сведения о стоимости товара, подлежащего прослеживаемости, без НДС в рублях.
Указанная информация заполняется только в случае наличия операций с товарами, подлежащих прослеживаемости.
Ранее было подписано Постановление Правительства РФ от 02.04.2021 № 534, вносящее изменения в правила заполнения счетов-фактур, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж в части сведений, используемых в рамках системы прослеживаемости. Корректировки касаются отражения регистрационного номера партии товара, подлежащего прослеживаемости, его единиц измерения и количества.
Так, в счет-фактуру дополнительно включается порядковый номер и дата составления одного или нескольких документов об отгрузке (передаче) товаров (работ, услуг) и имущественных прав, указываемый относительно каждого порядкового номера записи в счет-фактуре. Кроме того, в журналы и книги дополнительно включается общая стоимость прослеживаемых товаров по каждому регистрационному номеру партии из счета-фактуры.
С 1 июля 2021 года на территории России будет запущена национальная система прослеживаемости импортных товаров. Она разработана в рамках международного Соглашения и позволит обеспечить единый механизм налогового и таможенного администрирования. Такой контроль направлен на формирование добросовестной конкурентной среды и сделает прозрачными процессы ценообразования при импорте товаров и их обороте на территории Российской Федерации. На начальном этапе прослеживаемости будут подлежать не все импортные товары, а ограниченный перечень их групп, утверждаемый Правительством РФ.
Информационное сообщение Минфина РФ 27 апреля 2021 г. № ИС-аудит-42
Приняты изменения в Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций.
Утверждена новая редакция правил передачи информации в Росфинмониторинг.
Уточнен Порядок проведения экспертизы применимости МСА на территории Российской Федерации.
Утвержден новый регламент предоставления Минфином России государственной услуги по предоставлению сведений из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов.
Письмо ФНС РФ от 20 февраля 2021 г. N СД-3-3/1280@
Несоответствие транспортной накладной установленной форме, действующей с 01.01.2021, не может являться достаточным основанием для признания расходов неподтвержденными. В целях налогообложения прибыли расходы подтверждаются совокупностью представленных документов - договорами, товарными накладными, счетами-фактурами, платежными и иными документами.
При перемещении товаров в Евразийском экономическом союзе (далее - ЕАЭС) с использованием автомобильного транспорта для целей подтверждения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость хозяйствующими субъектами Российской Федерации может быть представлена международная товарно-транспортная накладная (CMR).
Вместо международной товарно-транспортной накладной (CMR) в налоговый орган может быть представлена товарно-транспортная накладная по форме N 1-Т (утверждена постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте"), поскольку содержащиеся в CMR показатели в целом аналогичны показателям, содержащимся в товарно-транспортной накладной по форме N 1-Т.
Вместе с тем, учитывая, что виды документов, представляемых в качестве транспортного (товаросопроводительного) документа, нормами Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением N 18 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014, не установлены, в налоговый орган в качестве такого документа может быть представлен иной транспортный (товаросопроводительный) документ, подтверждающий перемещение товаров с территории одного государства - члена ЕАЭС на территорию другого государства - члена ЕАЭС.
Письмо Минфина РФ от 7 апреля 2021 г. N 03-02-11/25505
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (далее - постановление N 409) до 30.06.2020 включительно приостановлено проведение назначенных выездных (повторных выездных) налоговых проверок.
В пункте 26 постановления от 30.07.2013 N 57 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отмечено, что исходя из пункта 9 статьи 89 Кодекса налоговый орган не лишен права осуществлять действия вне территории (помещения) налогоплательщика, если они не связаны с истребованием у налогоплательщика документов.
В период приостановления налоговым органом выездной налоговой проверки в соответствии с пунктом 4 постановления N 409 налоговый орган вправе истребовать документы (информацию) у контрагентов и у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика.
Письмо Минфина РФ от 7 апреля 2021 г. N 03-02-11/25508
В соответствии с пунктом 3 статьи 93 Кодекса документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются проверяемым лицом в течение 10 дней (20 дней - при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения соответствующего требования.
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", налогоплательщик обязан представить налоговому органу те документы, которые были запрошены до момента приостановления проверки (пункт 26).
Из указанных положений следует, что если требование о представлении документов налоговым органом было направлено проверяемому налогоплательщику в период проведения выездной налоговой проверки, то есть до момента вынесения решения о ее приостановлении, то такое требование должно быть исполнено налогоплательщиком независимо от периода его фактического получения.
Письмо Минфина РФ от 7 апреля 2021 г. N 03-05-04-01/25510
На основании положений Федерального закона N 518-ФЗ сведения о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости будут вноситься в Единый государственный реестр недвижимости и с учетом положений статьи 85 Налогового кодекса представляться в налоговые органы.
Согласно пункту 2 статьи 52 Налогового кодекса налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующие календарному году направления налогового уведомления. Направление налогового уведомления допускается не больше чем за три налоговых периода, предшествующие календарному году его направления (пункт 3 статьи 409 Налогового кодекса).
Письмо Минфина РФ от 8 апреля 2021 г. N 03-04-09/26159
В соответствии с пунктом 1 статьи 214.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции Федерального закона N 102-ФЗ в отношении доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации, налоговая база определяется налоговым органом как превышение суммы доходов в виде процентов, полученных налогоплательщиком в течение налогового периода по всем вкладам (остаткам на счетах) в указанных банках, над суммой процентов, рассчитанной как произведение одного миллиона рублей и ключевой ставки Банка России, действующей на первое число налогового периода, с учетом особенностей, установленных статьей 214.2 Кодекса.
При определении налоговой базы не учитываются процентные доходы по вкладам (остаткам на счетах), процентная ставка по которым в течение всего налогового периода не превышает 1 процента годовых, а также по счетам эскроу.
Следует отметить, что суммы непосредственно вклада (остатка на счете) в банке, являясь имуществом физического лица, а не его доходом, не являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц.
Изложенные особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации, установленные статьей 214.2 Кодекса, применяются к доходам, полученным налогоплательщиками начиная с 1 января 2021 года.
Письмо ФНС РФ от 20 апреля 2021 г. N БС-4-21/5346@
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 375, пункта 1 статьи 378.2 Кодекса и согласно позиции Минфина России (письмо от 16.03.2021 N 03-05-05-01/18526) если часть здания (в частности, нежилые помещения, включенные в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, жилые помещения, гаражи, машино-места) облагается исходя из кадастровой стоимости в соответствии со статьей 378.2 Кодекса, то налоговая база по налогу в отношении другой части здания (в том числе помещений, общедомовых помещений, включая лестницы, холлы и т.д.), не относящейся к объектам налогообложения, указанным в статье 378.2 Кодекса, определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса как произведение среднегодовой стоимости здания и доли площади другой части здания в общей площади здания.