Есть такие произведения искусства, которые знают даже люди, бесконечно далекие от живописи. «Крик» Мунка – яркий тому пример. Но что в нем особенного? Почему эта работа так известна?
Как Мунк переступил через критику своим «Криком»
На заре карьеры о работах художника критики отзывались, мягко говоря, нелестно. Его картины больше воспринимали как незаконченные эскизы, нежели полноценную живопись. Во многом из-за такого отношения Мунк старался уходить в сторону импрессионизма, самого популярного течения конца 19 столетия.
Но собственное прогрессивное видение победило – именно «Крик» обозначил Мунка как одного из самых важных экспрессионистов-первопроходцев.
Учитывая, что экспрессионизм набрал силу только в начале 20 века, Мунк опередил время благодаря тому, что настоял на своем видении, не обращая внимания на критиков.
Что говорил про «Крик» сам Мунк?
Родилась картина благодаря прогулке художника с друзьями на закате. Багровый закат Мунк воспринял как огонь, и у него родилось чувство «нескончаемого крика, пронзающего природу». Друзья, что характерно, ничего такого не почувствовали.
Вопреки расхожим представлениям о молниеносном рождении подобных шедевров, Мунку пришлось серьезно поработать, чтобы перенести это чувство на холст.
Крику предшествовали картины «Отчаяние» и «Меланхолия», и лишь через год после полученного на прогулке впечатления, художник создал свою самую знаменитую работу.
Получается, что шедевр родился лишь с третьей попытки.
Мунк не стремился к реалистичности или детализированности, но пытался показать, как эмоция человека сливается с природой – волнообразные линии пейзажа вторят бесполой кричащей фигуре. Собственно, изначально полотно называлось «Крик природы».
Чувство покинутого богом мира, боли и отчуждения, столь прямолинейно и красочно зафиксированное Мунком в «Крике», кажется, предвещает грядущие ужасы 20-го века, хорошо нам всем известные.
Но если обращаться к детскому творчеству, которое мы любим, то там царят совсем другие эмоции – радость и предвкушение захватывающих приключений. А получить их проще всего с помощью акварели, помещенной внутрь кисточки-маркера.