Найти тему
Новости Южной Кореи

О предоставлении гражданства Кореи детям обладателей вида на жительство

Флаг Южной Кореи
Флаг Южной Кореи

В последнее время в этих ваших интернетах то и дело появляются взволнованные сообщения, из которых следует, что Корея решила давать гражданство детям иностранцев, имеющих здесь вид на жительство. Тексты этих сообщений довольно приблизительно соответствуют тем источникам, на которые они ссылаются: слова вроде бы используются похожие, но смысл бывает передан как-то… тенденциозно что ли. Такое ощущение, что желаемое постоянно выдаётся за действительное. Конечно, делается это не со зла. Просто дьявол, как всегда, скрывается в деталях, которые авторы сообщений технично обходят стороной.

Во-первых, да. Да! Что-то такое будет. Может быть. Но точно не завтра. И даже не послезавтра. Это пока всего лишь проект поправок к Закону о гражданстве, который ещё предстоит обсудить (입법예고). Чем и когда обсуждение закончится, науке неизвестно.

Спору нет, обычно, когда корейское правительство вот так прилюдно публикует законодательные поправки, в них уже заранее всё бывает тщательно проработано (и этот раз не стал исключением), поэтому окончательный итог обсуждения как правило не сильно отличается от исходных предложений. Но тем не менее всякое ещё может быть.

Во-вторых, ключевым моментом во всей этой истории является вовсе не вид на жительство, а так называемые «тесные связи» с Южной Кореей, исторические и кровные (우리와 역사적, 혈통적으로 유대 관계가 깊은 영주자). То есть право на беспроблемное получение гражданства будут иметь дети иностранцев, имеющих: а) «тесные связи» с Кореей; б) вид на жительство. С ударением на связи, а не на вид. Но зато если упомянутые связи есть, то процедура будет не просто упрощённой, а местами практически отсутствующей. То есть родителям надо будет всего лишь известить министра юстиции о своём желании сделать ребёнка корейским гражданином. Если ребёнку не исполнилось 7 лет, гражданство он получит безо всяких условий. Если же его возраст 7 лет и старше, то появляется одно важное условие: проживание в Корее в течение как минимум 5 лет. Во всяком случае, таково на данный момент предложение Минюста.

Это будет серьёзная реформа, ведь сейчас пока дети обладателей вида на жительство (в отличие от детей граждан) вообще не могут рассчитывать на гражданство. Они имеют право подать документы на натурализацию, только став взрослыми, то есть по достижении 18 лет.

Теперь по поводу «тесных связей». Из разных сообщений примерно понятно, кого имеют в виду в числе первых. Это, например, китайцы, которые живут в Корее по визам F-2 и F-5 в течение уже нескольких поколений. Они потомки выходцев из Поднебесной, поселившихся здесь ещё в годы японского колониального правления, а местами, может быть, и раньше. Их несколько десятков тысяч человек. По ряду причин они продолжают жить в Корее на особых птичьих правах: вид на жительство получают автоматом, но гражданство при этом сохраняют иностранное (КНР или Тайвань). Как вы понимаете, связи этих людей с Кореей настолько тесные, что теснее просто не бывает. Вот с них-то, с их детей, раздачу гражданства и начнут.

Бывают и другие интересные случаи, хотя и гораздо более редкие. Газета «Чунан ильбо» исключительно в качестве примера рассматривает известный казус профессора медицины университета «Йонсе» Джона Линтона (John Linton), известного также как Ин Йохан (인요한). Мало того, что он профессор и заслуженный человек, так он ещё и потомок целой династии. Его предки прибыли в Корею в конце XIX века. Они были миссионерами, и, как всякие приличные западные миссионеры той поры, активно занимались строительством в Корее современных учебных заведений и больниц, боролись с эпидемиями и вообще приносили гигантскую общественную пользу. Их вклад в развитие образования и здравоохранения в стране просто невозможно переоценить. Более того они ещё и успели поучаствовать в борьбе японскими колонизаторами, в Первомартовском движении за независимость, что в современной Южной Корее немедленно превращает их в национальных святых. Ну так и вот: в 2012 году профессору Линтону специальным постановлением дали корейское гражданство за заслуги перед страной.

И вот подумайте теперь, что означает словосочетание «тесные связи», если «Чунан ильбо» приводит нам в качестве примера такую душераздирающую историю.

Но, кстати, газетный пример, должен давать надежду и намёк некоторым постсоветским корейцам. Как известно, среди них есть потомки борцов за независимость страны. И, как мне кажется, таким козырем можно и нужно будет воспользоваться. Ну и в любом случае  — и это прямо говорится — зарубежные корейцы, проживающие в Корее по виду на жительство, тоже будут иметь повышенные шансы дать своим детям корейское гражданство. Но насколько повышенные, неизвестно. В новостных сообщениях подчеркивается, что конкретные критерии отбора тех, чьим детям в первую очередь дадут право на гражданство, ещё только предстоит разработать.

Сейчас, по данным Минюста, в стране имеется порядка 3900 детей, которые в принципе смогут получить гражданство по новой схеме. А в будущем схема позволит Корее приобретать по 600 или 700 юных граждан в год, что очень радует Минюст, который целью всей этой махинации откровенно объявляет вовсе не заботу о людях, например, а помощь государству в решении проблемы нехватки людских ресурсов в условиях низкой рождаемости и старения населения. Ну, это я вам так, на всякий случай сообщаю, если вы вдруг испытываете глупые иллюзии по поводу мотивов корейского правительства.

Сообщается также, что, получив корейское удостоверение личности, дети могут сохранить своё прежнее гражданство при условии, что они не будут использовать его на территории Южной Кореи.

Кстати, о двойном гражданстве. Минюст предлагает и другие поправки в законодательство, не относящиеся к предыдущей теме. Они касаются вопросов призыва в армию и больше всего будут интересны американским корейцам из числа недавних эмигрантов. Ну, вроде тех, кого регулярно можно наблюдать среди артистов кей-попа.

По нынешним законам парни-корейцы, имеющие двойное гражданство, должны до 18 лет (точнее, до возраста 18 лет и 3 месяца) определиться, намерены ли они сохранить гражданство Кореи. И если они решат его сохранить, им положено пройти воинскую службу по призыву. Раньше это правило нередко создавало маразматические ситуации, когда молодых американцев корейской крови, имевших, однако, к Республике Корее весьма отдалённое отношение и ни сном ни духом не знавших местного призывного законодательства, пытались забрить в корейскую армию или посадить в тюрьму за уклонение от призыва.

Теперь разум, кажется, возобладал, и Минюст хочет внести поправки, которые позволят зарубежным корейцам в исключительных случаях отказываться от гражданства и после 18 лет. Таким исключительным правом смогут воспользоваться люди, которые бОльшую часть жизни прожили за границей, а также те, кто родился за рубежом и никогда не бывал в Корее.

Такие дела.

Кстати, вы можете следить за важнейшими корейскими новостями, подписавшись на мой канал в Телеграме, Инстаграме, Фейсбуке, Твиттере или на Яндекс.Дзене.