Фильм "Золотой телёнок" Михаила Швейцера вышел в 1968 году и по праву входит в золотой фонд советского кино. Мнения по поводу этого фильма естественно разнятся: кому то он нравится, кому то нет. Это естественная реакция на фильм. Мнений о нём я слышал много, кто то говорит, что постановка фильма плохая, что Сергей Юрский сыграл плохо, что фильм выезжает только за счёт игры Леонида Куравлёва и Зиновия Гердта; кот то наоборот считает этот фильм гениальным и не любит "Двенадцать стульев" в постановке Леонида Гайдая (хотя я не понимаю, как его можно не любить). Но не суть. Это всё людские споры, а люди если будут во всём друг с другом соглашаться, то станет неинтересно. Кстати про фильм "Двенадцать стульев" коротко я писал в одной из предыдущих статей, которую вы можете прочитать на моём канале. Также в одной из предыдущих статей я писал свои размышления о том, каким мог получиться "Золотой телёнок" у Гайдая, где выразил исключительно своё мнение и видение того, что было бы, если бы....
Но вернёмся к фильму Швейцера. Несмотря на мои личные сожаления о том, что Гайдай не снял данный фильм, постановка Швейцера мне очень нравится. Фильм по своему гениален. В этой части истории про великого комбинатора сам он наверное уже становится более серьёзным, чем в "Двенадцати стульях". На это повлияли и предательство партнёра по "опасному делу" Ипполита Матвеевича Воробьянинова и близость смерти (напомню, что Воробьянинов перерезал горло Бендеру). Великий комбинатор хоть и стремится всё к той же мечте - разбогатеть, но делает это уже как то серьёзнее, чем в первой части. Это прослеживается и в том, что он берёт конкретную цель в виде подпольного советского миллионера Александра Ивановича Корейко, и не просто пытается какими то мелкими авантюрными действиями забрать у него миллион, а подходит с размахом, собрав на него толстое досье, установив его соучастников, с которыми тот занимался хищениями денежных средств, и заставив их дать на него подробные показания. Подход серьёзнейший, по сравнению с беготнёй из "Двенадцати стульев". Потому и играть Бендера здесь нужно было иначе и Сергей Юрский на мой взгляд справился просто отлично.
И как любой советский фильм это произведение киноискусства подверглось цензуре и критике. Ну здесь конечно ничего политического не присутствует. Обсуждение фильма состоялось на художественном совете шестого творческого объединения, где приняли решение: сократить метраж, убрать "Воронью слободку", сократить "Геркулес" и другие эпизоды, не несущие большой смысловой нагрузки.
Для тех кто не в курсе поясняю:
- Воронья слободка - это название коммунальной квартиры, расположенной в Черноморске, где проживал Васисуалий Лоханкин, который являлся своего рода мыслителем нашего времени, тонкой и философской личностью, особо в жизни ничего не добившийся и ни к чему особо не стремящийся. В этой слободке Остап Бендер встречался с Лоханкиным и где потом проживал с Паниковским и Балагановым. Квартира в итоге сгорела
- Геркулес - некая государственная контора, в которой трудился подпольный миллионер Корейко
В конечном итоге Швейцер внёс следующие изменения в финальный вариант картины:
Если вспоминать фильм, то действительно многое из списка на фильм никак не повлияла. Сокращение эпизода "Киношка" - это я так понимаю сцена в начале фильма в кинотеатре, и она даже в финальном варианте интереса не представляет никакого, а если она была длиннее, то "обрезание" это нужное. Подрезан конец прохода Бендера по Арбатову: здесь интересно то, что проход по Арбатову проходит под музыку в начале фильма под титры об актёрах и создателях фильма. При этом мы не слышим самого Бендера, а если присмотреться, то он там произносит какие то фразы, о чём то рассуждает. Судя по всему снималось это поначалу по другому и Бендер действительно должен был идти и говорить, но видимо это тоже попало под сокращение. Автопробег в том виде, который мы увидели в финальной версии более чем достаточен и растягивать там тоже смысла не было. Фразы и реплики большой хронометраж всё равно не заняли бы, поэтому потеря тоже невелика. Самое интересное из списка - это "Воронья слободка".
Интересен этот эпизод не сам по себе. В книге он не является определяющим ни в чём. Это своего рода собирательный образ коммунальной квартиры, а Лоханкин - человек, который не согласен с общим укладом и не вписывается в общий порядок проживания, да и жизни вообще, отчего он и страдает. Интересен эпизод тем, что в нём снялся ещё один гениальнейший советский актёр - Анатолий Папанов. Удаление этого эпизода лишило нас возможности насладиться ещё одним гением советского кино, пусть и в нескольких эпизодах.
Кстати "Воронья слободка" подвергалась критике ещё при создании книги. По мнению критиков, этот эпизод книги очень затягивал сюжет и смысловой нагрузки не нёс. Но из книги его не вырезали и поначалу Швейцер отснял его полностью и смонтировал, но опять же по причине того, что хронометраж был превышен, сценой было решено пожертвовать полностью. Однако запись отснятых сцен сохранилась и их можно при желании найти в сети Интернет. В одной сцене мы видим эпизод, когда от Лоханкина уходит его жена Варвара, которую сыграла советская актриса Елена Королёва, а в другой - ту часть, где Гигиенишвили - бывший князь в исполнении Марлена Хуциева за постоянно включенный свет прелюдно хочет наказать Лоханкина поркой, которого от этого спасает своим приходом Бендер. И далее идёт сцена разговора Бендера с Лоханкиным.
Кроме этого вместе с "Вороньей слободкой" мы утратили сцену, где наши главные герои организуют свою контору "Рога и копыта". Мне если честно непонятно, как пять минут, которые в общей сложности занимают эти две сцены, могли повлиять на фильм в целом, но цензура видимо последовательно критиковала "Воронью слободку" как в книге, так и в кино, и не могла позволить выпустить фильм в таком виде.
Вот так "благодаря" цензуре мы лишились одной официальной роли Анатолия Папанова, пусть незначительной, но всё же демонстрирующей в очередной раз советскую актёрскую школу во всей красе. Для меня это потеря, не знаю как для вас.
Но, тем не менее фильм от этого не перестал быть одним из лучших в советском кинематографе. Если до сих пор не смотрели, то посмотрите обязательно, если видели, то пересмотрите ещё раз. И любите кино!!))
Все изображения получены в свободном доступе в сети Интернет без нарушения авторских прав. В статье присутствуют кадры из фильма "Золотой телёнок" 1968 года, производства киностудии Мосфильм, режиссёра Михаила Швейцера, а также кадры, не вошедшие в официальную версию фильма.